Top.Mail.Ru
  • USD Бирж 1.09 +9.88
  • EUR Бирж 12.71 +87.48
  • CNY Бирж 28.34 +-15.65
  • АЛРОСА ао 75.09 +-0.05
  • СевСт-ао 1735.2 +-4.4
  • ГАЗПРОМ ао 162.04 -0.26
  • ГМКНорНик 15090 -26
  • ЛУКОЙЛ 7459.5 -26
  • НЛМК ао 206.08 -0.6
  • Роснефть 584.95 -2.35
  • Сбербанк 299.95 +-0.15
  • Сургнфгз 29.535 -0.15
  • Татнфт 3ао 750.7 -5.3
  • USD ЦБ 91.64 91.54
  • EUR ЦБ 100.26 100.19
Close
Подпишитесь на обновления альманаха
Подписываясь, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
О культурных векторах работы
ПАРТНЕРСКИЙ АЛЬМАНАХ
Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко рассказал о начале разработки концепции развития культуры и цифровизации культурных пространств.
В Петербурге разрабатывают концепцию развития культуры
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД» И «КЛУБА ЛИДЕРОВ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНОБЛАСТИ
Социально ориентированные некоммерческие организации, чья деятельность зачастую поддерживается на грантовой основе бизнесменами Петербурга, реализуют значительное количество проектов в культурной сфере города. Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко рассказал о начале разработки концепции развития культуры и цифровизации культурных пространств.
— Культурная политика Петербурга — каковы ее основные составляющие?
 — Культурная политика является частью общей стратегии развития Петербурга. Наша цель — комфортный, социальный, умный и открытый город. Это общие векторы направления работы — создание необходимой инфраструктуры и ее своевременное обновление, цифровизация учреждений, доступность учреждений и культурного продукта для всех жителей и гостей города, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для самореализации авторов. Безусловно, нам есть что совершенствовать. В прошлом году мы начали разработку Концепции развития культуры. Это системообразующий документ для всей сферы, где мы сформировали план мероприятий, направленных на развитие города как культурной столицы России и мирового культурного центра. Там же обозначены приоритеты развития каждого типа учреждений с учетом уровня их развития. К работе были подключены представители профессионального сообщества. Сейчас концепция проходит стадию обсуждения и согласования с ведущими деятелями культуры города. Надеюсь, что в ближайшее время мы представим свои предложения для широкой общественности.
— В сложный пандемийный период власти Петербурга оказали масштабную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Какие меры проходили через Комитет по культуре и какое влияние они оказали?
— В прошлом году мы столкнулись с серьезными вызовами, и культура прочувствовала это в полной мере. Мы постарались оказать всестороннюю поддержку сфере для выхода из кризиса и достижения прежней динамики развития, это касается и государственных, и частных учреждений.
Константин Сухенко, председатель Комитета
по культуре Санкт-Петербурга. Фото: spbculture.ru
Несмотря на все сложности, нам удалось провести три этапа поддержки НКО и негосударственных театров. В общей сложности комитет выдал почти 200 субсидий на 800 млн рублей и еще отдельно 120 млн на поддержку кино. Конечно, члены комиссии в первую очередь отметили знаковые мероприятия, которые проводятся на протяжении многих лет и во многом формируют культурный календарь города. Это и фестиваль «Опера — всем», и Dance Open, и STEREOLETO, и кинофестиваль «Послание к Человеку», и фестиваль в области современного искусства «Арт-Механика». Важен тот факт, что организаторы теперь могут возмещать затраты на мероприятия, транслируемые в интернете. Ранее мы рассматривали только мероприятия в офлайн-режиме, но с учетом всех ограничений и новых реалий мы, конечно, не могли ограничиться традиционными форматами. Субсидии получили онлайн-фестиваль «Без антракта», фестиваль «Петроджаз-онлайн», Geek Picnic Online 2020, фестиваль искусств «Точка доступа» и «День Достоевского», которые в прошлом году прошли онлайн.
При комитете был создан Экспертный совет негосударственных учреждений культуры, который возглавил вице-губернатор Борис Пиотровский. Совет позволил настроить постоянный диалог с представителями частного сектора, оперативно с ними прорабатывать вопросы ограничений, необходимые меры поддержки.
В общей сложности комитет выдал почти 200 субсидий на 800 млн рублей и еще отдельно 120 млн на поддержку кино.
Константин Сухенко
— Минувший год стал знаковым с точки зрения массовой цифровизации экономики. Как происходит этот процесс в Комитете по культуре, какие новые цифровые услуги появились в прошлом году и готовятся к внедрению в настоящее время?
 — Для нас цифровизация означает повышение доступности, прозрачности нашей работы. Мы начали с социальных сетей — сейчас все оперативные комментарии, объявления, анонсы мы публикуем в своей официальной группе «ВКонтакте», зимой у нас появился аккаунт в «Инстаграме». Чуть больше года работает портал «Культура Петербурга» — это такой ежеминутно обновляемый агрегатор всех культурных событий, которые происходят в городе. На портале есть тематические подборки и отдельные спецпроекты: недавно там появился раздел, посвященный «доступной среде» в культуре Петербурга, еще один раздел — про современное искусство и поддержку молодых авторов.
На «Культуре Петербурга» мы хотим разместить интерактивную карту, на которой в режиме онлайн будут видны все точки в городе, где согласованы выступления уличных музыкантов, — это должно стать удобным сервисом и для музыкантов, и для жителей города, жалобы от которых мы зачастую получаем.
Также в этом году мы начали работу по созданию «единого окна» для взаимодействия с кинопроизводителями. Именно через кинокомиссию будет налажено взаимодействие с кинопроизводителями в плане выделения субсидий и согласования съемок — все это должно быть оформлено в цифровом формате: необходимая документация, карта согласованных съемок.
— Как в целом проходит цифровизация культурных пространств?
— Вся работа по цифровизации наших учреждений проводится в рамках регионального проекта «Цифровая культура в Санкт-Петербурге». В прошлом году, к примеру, открыли первый виртуальный концертный зал на базе «Петербург-концерта». В зале транслируются концерты с участием российских и зарубежных виртуозов-исполнителей из других регионов и стран, специальные детские программы. В виртуальном режиме проходят мастер-классы от ведущих дирижеров и музыкантов. Благодаря современной технике Екатерининское собрание не только может принимать прямой сигнал из центральных концертных залов России, но и транслировать собственные музыкальные программы для слушателей из разных городов. В следующем году мы планируем открыть второй виртуальный концертный зал — в Капелле.
Вообще, опыт организации трансляций в прошлом году был для нас очень полезным: у экранов компьютеров и планшетов собралось такое количество людей, которое не может вместить ни один театральный зал. Театры стали регулярно проводить онлайн-показы своих постановок, виртуальные экскурсии по закулисью, участвовать в международных онлайн-акциях. В следующем году из бюджета будут специально выделены средства на закупку оборудования для организации видеотрансляций в учреждениях культуры.
Мы хотим интегрировать библиотечное обслуживание с городскими информационными системами, в том числе проектом «Единая карта петербуржца».
Константин Сухенко
Новый этап масштабной модернизации ждет петербургские библиотеки: мы обновим компьютерное, серверное оборудование, программное обеспечение, чтобы наладить работу учреждений с новыми цифровыми проектами. Мы хотим интегрировать библиотечное обслуживание с городскими информационными системами, в том числе проектом «Единая карта петербуржца». В планах также разработка специального мобильного приложения «Петербургская библиотека». Программа позволит в любое время записаться в библиотеку, в «Личном кабинете» выбрать нужную книгу, продлить срок ее пользования, узнать о мероприятиях библиотек. В идеале в приложение можно будет войти через «Госуслуги».
— Одна из тенденций последних лет — передача заброшенных зданий и помещений, находящихся в государственном управлении, под развитие креативных пространств. В Петербурге много частных социально ориентированных инициатив, связанных с культурными проектами, к примеру, очень активны сообщества молодых художников. Возможна ли поддержка таких проектов через передачу помещений? Что необходимо сделать, чтобы выстроить правильный диалог?
 — Рассмотрение вопросов о подборе помещений относится к компетенции Комитета имущественных отношений — мы можем им только что-то порекомендовать. Однако в основном эти «заброшенные» здания принадлежат частным собственникам, заводам, институтам, многочисленным федеральным ведомствам.
В любом случае мы активно поддерживаем взаимодействие учреждений культуры и общественных пространств города. Креативные пространства становятся площадками для проведения общегородских мероприятий, например, ежегодный благотворительный фестиваль «Будь с городом» в прошлом году прошел не на Дворцовой площади, а в «Севкабеле». Совсем недавно на площадке при информационной поддержке комитета открылась выставка Энди Уорхола, посвященная его влиянию на советских и российских художников. До этого в павильоне располагалась трехмерная выставка-панорама о Великой Отечественной войне творческой мастерской «Невский баталист».
В следующем году планируем приступить к реализации проекта «Открытая сцена» на базе завода «Арсенал» — многофункциональной площадки для творческих коллективов, и государственных, и частных, не имеющих собственной сцены. Недавно приняли решение о развитии долго пустовавших помещений на Думской, 1−3, после реставрации здания мы приступим к реализации проекта по созданию там многофункционального культурного центра, отвечающего всем современным трендам.
Материал входит в альманах,
изданный совместно с «Клубом лидеров»