• USD Бирж 73.13 +-0.29
  • EUR Бирж 86.59 +-0.03
  • CNY Бирж 11.33 +-0.06
  • АЛРОСА ао 137.65 +-0.84
  • СевСт-ао 1790.6 -2.4
  • ГАЗПРОМ ао 287.71 +-0.9
  • ГМКНорНик 25510 -38
  • ЛУКОЙЛ 6273.5 -19.5
  • НЛМК ао 258.22 -0.98
  • Роснефть 546.25 -1.5
  • Сбербанк 310.99 +-0.65
  • Сургнфгз 33.46 +-0.13
  • Татнфт 3ао 491.5 +-0.8
  • USD ЦБ 73.17 72.79
  • EUR ЦБ 86.65 86.41
Close
Подпишитесь на обновления альманаха
Подписываясь, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Креативные индустрии как драйвер экономики
ПАРТНЕРСКИЙ АЛЬМАНАХ
2021 год объявлен ООН годом развития креативных технологий. В процессе работы выяснилось, что все страны по-разному трактуют тему, а перечень отраслей, которые каждое государство включает в сферу креативной экономики, различен.
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД» И «КЛУБА ЛИДЕРОВ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНОБЛАСТИ
Сформировалась и еще одна тенденция — смысловая. Весь мир уперся в понятийный аппарат и осмысление разницы в понятиях «креатив» и «творчество», которые обладают абсолютно различным смысловым значением. За основную парадигму разделения были взяты деньги. В итоге принято условное деление на стратегическое творчество — деятельность, использующую набор технологий и нацеленную на заранее прогнозируемый экономический эффект, и творчество — акт проявления созидательной воли.
Для Санкт-­Петербурга, в поле которого этот дискурс разворачивается не первый год, вектор осмысления сместился в устойчивую идею формирования творческой среды в виде кластеров, которая при правильной организации может стать действительно весомой частью экономики, но только если определится актуальная парадигма их объединения в систему.
По оценкам ЮНЕСКО, более 3% мирового ВВП занимает именно креативная экономика. В некоторых странах этот процент достигает 12% и выше. Все сферы, имеющие отношение к творчеству, генерят ежегодно финансовый поток примерно в 2 трлн долларов. При сравнении созидательной среды мегаполисов мира выяснилось, что в городах и регионах с высокой концентрацией населения этот показатель выше в три-пять раз, а качество творческой и культурной ценности существенно ниже. При этом креативный бизнес служит мощным смысловым, финансовым и экономическим драйвером для развития других отраслей экономики и демонстрирует ежегодный стабильный рост, поэтому он должен являться сектором формирования основных смысловых потоков, качество которых является важным условием.
В современном многополярном мире именно нестандартность мышления трансформирует смысловой контекст, формируя новую реальность, но есть одно, но — машинное обучение (которое принято называть несуществующим в реальности искусственным интеллектом) выстраивает смысловые алгоритмы на основе полученного контента, и чем он качественнее на входе, тем точнее работает вся система.
Получается, что это одна из самых дискуссионных тем — креативная отрасль демонстрирует рост финансовых показателей, и весь мир стремится к монетизации творческого процесса.
Но при условии генерации некачественного творческого продукта на выходе мы получаем деструктивный эффект, отсроченный по времени.
ЧАСТЬ 1
Источник инноваций
Куратор сообщества Creative Russia Network, один из первых включившийся в общественное обсуждение темы, Игорь Намаконов отмечает, что «креативные индустрии стали источником постоянного потока инноваций — главных факторов роста, устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики в текущей глобальной социально-­экономической парадигме».
Экспертная группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) провела исследование, целью которого было определить долю креативных индустрий в экономике некоторых крупных городов России. Выяснилось, что она вполне сопоставима с показателями мегаполисов Западной Европы, а в некоторых регионах намечается курс на опережение мировых показателей. В Москве она составила 19%, а в Санкт-­Петербурге — 12%. Для культурной столицы показатель обидный, но заслуженный. Будучи некогда драйвером креативной экономики для всей России, в последние годы Санкт-­Петербург стал превращаться в вещь в себе, с достаточно закрытой и кулуарной системой знаний.
Анна Богушевская
научный деятель и практик в области креативных технологий, более 20 лет работает в Северной столице с художественной средой
«Любое творчество может иметь коммерческий эффект и становиться драйвером многих направлений, но при отсутствии потребительского поля превращается в вектор обратной направленности с эффектом самоуничтожения.

Город и администрация много лет говорят о творческом потенциале, взращивании интеллигенции, не имея при этом стратегического многовектороного плана развития креативных индустрий и системных мер поддержки. Я говорю сейчас даже не о том, что большинство петербургских культурных инициатив питается урывочными историями выделенных государством грантов, и не о том, что есть креатив и практически нет экономики, а об отсутствии продуманной стратегии — как сделать так, чтобы при вливании ресурсов, внимания, инноваций в одну сферу начинали развиваться и рядом стоящие. За последние десять лет не было ни одной конструктивной дискуссии в этом направлении. Экспертное общество разрозненно. Отдельные идеологи, как правило входящие в общественные объединения, создают масштабные по сути, но очень ограниченные по ресурсному обеспечению проекты, которые вместо масштабирования по всей России, как это было раньше, скромно протискиваются в существующий контекст города, практически не меняя ландшафта».

Дмитрий Науменко
руководитель творческой группировки культурологов
«Как ни больно это признавать сегодня, но не Санкт-­Петербург является драйвером среды в России, а регионы. Все больше мы наблюдаем интересных идей, движений, экономических прорывов за периметром города. Мы стали ездить за креативным потенциалом в Москву и другие города, и все разрозненны — каждый сам по себе. Те, кто действительно научился зарабатывать деньги на креативе, не участвуют в дискуссиях и на профильных конференциях не выступают — им некогда. Им даже осмыслять свой контент некогда, не то что говорить о систематизации опыта. А кто не занят — рассуждает о креативной экономике и роли Санкт-­Петербурга в ней.

Должен быть создан экспертный совет города, где будет звучать голос творческой молодежи и где бизнес сможет получить информационную поддержку инициатив. Сейчас даже деньги не всегда нужны от государства — поддержите информационно так, чтобы сформировался рынок.
Приехали потребители из других регионов, а Санкт-­Петербург сам начнет генерить качественный контент. Конечно, важно осмыслять тот пласт, что мы уже натворили, — многое из сегодняшнего коммерческого творчества имеет чудовищный деструктивный потенциал вместо созидательного вектора. Этими смыслами тоже ­кто-то должен заниматься. Сегодня катастрофически не хватает аудитории для красивых и глубоких проектов — ее нужно формировать на уровне страны, города.

Иначе спрос порождает предложение, и мы имеем вместо креативных технологий однотипную штамповку одних и тех же идей. Монетизация культурной среды, политика — все смешалось».
Михаил Пиотровский
генеральный директор Государственного Эрмитажа
«На конференции ЮНЕСКО обсуждалось, как развивать креативные индустрии, привлекать финансы новым содержанием. Появляются молодые активные музеи. Один из них — Музей афроамериканской культуры в Вашингтоне. Он ставит перед собой политическую задачу — бороться с системным расизмом, который якобы является характерной чертой сегодняшней Америки. Вскоре в Каире должен открыться Музей египетской цивилизации. Там обсуждают, в какой степени вокруг десятков мумий можно создать музейный „базар“, монетизирующий интерес публики. Социальные программы должны оплачивать государство и бизнес, но также и креативные приемы индустрии.

Я часто повторяю: культура — мост и лекарство. Важно, чтобы по мосту было активное движение в обе стороны, иначе он будет качаться. Но и лекарство не должно превратиться в яд. Люди могут поднимать вопрос о сохранении общего культурного наследия, но не кидаться друг на друга, чтобы уничтожить. Борьба против расизма может превратить искусство из лекарства в яд. Борьба за историческую правду может сделать то же самое. Дискуссии должны быть интеллигентными».
Сегодня в мегаполисах мира создаются специальные профильные министерства, программы для реализации потенциала креативных индустрий — в США, Германии, Великобритании, Южной Корее, Австралии, Голландии формируются программы налоговой и законодательной поддержки творческого сектора. В России же этому сегменту рынка пока мешает развиваться разрозненность его участников, попытка постоянного личного соперничества и недоговороспособность участников творческих рынков. Каждый сам по себе.
Объединение креативных индустрий в консолидированный сектор позволит эффективно взаимодействовать с государством и представителями других отраслей экономики, продвигать интересы игроков этого рынка, вследствие чего будет улучшаться инвестиционный климат внутри страны, — полагает Игорь Намаконов.
ЧАСТЬ 2
Структуризация талантов
Пандемия еще больше обострила проблемы креативных индустрий в России: разрозненность рынка, попытка развиваться, объединяясь в творческие группы, часто закрытые, подмена лидерства в группах творческой тоталитарностью, отсутствие границ и правил взаимодействия между отраслями, слабая структурированность творческого сектора. В креативных отраслях хватает персоналий, создающих яркие идеи, но пока мало системных, векторно направленных управленцев, способных превращать смыслы в финансовые потоки. Также мало лидеров-­внедренцев, вокруг которых это сообщество должно объединяться. Попытка создать рэнкинг креативных лидеров приводит сообщество к идее о необходимости создания профильной федерации, как это обычно бывает при развитии любых отраслей. Но при первой же такой организации уперлись в формирование очередной группировки по профилю и интересам. Например, список Most Creative Russians. На основе проведенного исследования был составлен топ‑100 лидеров креативных индустрий, способных объединить вокруг себя сообщество. В него вошло определенное число ведущих, по мнению респондентов, представителей сектора креативных индустрий страны — среди имен названы журналист и видеоблогер Юрий Дудь, Little Big, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, режиссер Андрей Звягинцев и неоднозначно воспринимаемый обществом дизайнер Артемий Лебедев. Сразу после публикации рейтинга выяснилось, что к объединению по такому принципу ранжирования далеко не все готовы. Даже на этапе выбора лидеров произошел раскол. При этом потенциал работы креативных индустрий действительно может объединить общество вокруг общих созидательных целей. И есть огромное количество примеров, где творческие концепции дают сильнейший импульс развитию нескольких секторов экономики, полностью преобразовывают ландшафт вокруг себя.
При правильном подходе креативные индустрии имеют стабилизирующий эффект, становятся мостом между старым и новым.
— Эксперт СЗ
В АСИ выпустили Атлас креативных индустрий Российской Федерации. Контент атласа составили по результатам проведенного аналитического исследования в сфере креативных индустрий — насчитали, что более 748 тыс. организаций и 5% трудового рынка РФ задействованы (только официально, а есть еще реальная численность неоформленного фриланса) в творческих отраслях экономики. Цифры получились очень общими, потому что внутри методики закладывали принцип причисления к креативной индустрии по типам ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), в то время как большинство профессий творческого характера не то что не признаны в качестве отдельно организованного предпринимательства, но и названия самой специальности и должности внутри рынка формируют по мере своей творческой деятельности. Профессий в креативной индустрии больше, чем названий.
При анализе использовалась информация, проверяемая на основе открытых данных, и это при том, что половина рынка именно в этом секторе находится в тени или работает под безликой формой самозанятого. Пока что исследование имеет эскизный характер, но это уже большой шаг к формированию хоть ­каких-то статистических данных — максимально возможный на сегодня срез креативных индустрий, обобщенный на уровне муниципалитетов, регионов и страны.
Яркий пример того, как креативные индустрии дают новую жизнь серому поясу Санкт-­Петербурга и позволяют развивать уже практически мертвые зоны: общественное пространство «Севкабель Порт», Новая Голландия, «Лофт-проект ЭТАЖИ», Никольские ряды — все это проекты, создавшие вокруг себя новую среду. И это коммерческие проекты.
При правильном подходе креативные индустрии имеют стабилизирующий эффект, становятся мостом между старым и новым. Но ничего не получится без единой стратегии, которая должна быть не только выработана руководством города, но и поддержана экспертным сообществом, игроками рынка, предпринимательской средой и общественными организациями.
ЧАСТЬ 3
Сформировать ландшафт
Марина Древаль
общественный деятель
«Общественные организации по своей сути являются площадкой для рождения идей, создания новых смыслов и упаковки пока незрелых инициатив в проекты, которые интересны на всех уровнях — государственном, на уровне частных инвестиций и общественности. Рождение системных подходов и стратегических элементов формирования общей концепции креативных экономик возможно только в такой среде. Но проблема в том, что и общественные объединения в Санкт-­Петербурге крайне разрозненны. Каждый варится в своей системе, и идеи, рожденные в такой среде, обычно реализовываются за счет собственной инициативы, а нужна системная административная поддержка таких идей. Во многих субъектах креативные индустрии включены в действующие стратегии социально-­экономического и культурного развития.

Донести инициативы до предпринимателей и общественности, а идеи до государственного сектора — сегодня главный вызов и задача общественных объединений».

Вопрос о том, можно ли выделить рынок креативных индустрий как отдельный сектор экономики, вызывает дискуссии, поскольку он крайне разнонаправленный. Для такого объединения на уровне руководителей регионов и на федеральном уровне должна заработать система кластерных экспертных советов, в основе которых лежит работа проектных групп с лидерами внутри системы, каждый из которых, занимаясь своей веткой, формирует общий ландшафт. При этом тема интеллигентного подхода к монетизации в этих секторах должна быть очень сбалансированной, и, пожалуй, именно в этом контексте Санкт-­Петербург может стать такой системой.
Вся инфраструктура и менталитет жизни города под это заточен. Роль общественных объединений сегодня состоит в формировании подобных инициативных групп и в соответствующей упаковке этих инициатив, а роль государства — в консолидации усилий. Креативные индустрии могут стать новой точкой роста регионов. Остается вопрос: смогут ли общественные объединения сделать шаг навстречу друг другу и стать драйверами и Мекками развития креативных экспертных кластеров, способных менять ландшафт индустрии хотя бы пока на Северо-­Западе РФ, чтобы потом стать точкой роста для регионального и впоследствии федерального масштабирования системы, создав по-петербургски интеллигентный дискурс.
Материал входит в альманах,
изданный совместно с «Клубом лидеров»