Подпишитесь на обновления альманаха
Креативные индустрии как драйвер экономики
ПАРТНЕРСКИЙ АЛЬМАНАХ
2021 год объявлен ООН годом развития креативных технологий. В процессе работы выяснилось, что все страны по-разному трактуют тему, а перечень отраслей, которые каждое государство включает в сферу креативной экономики, различен.
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД» И «КЛУБА ЛИДЕРОВ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНОБЛАСТИ
Сформировалась и еще одна тенденция — смысловая. Весь мир уперся в понятийный аппарат и осмысление разницы в понятиях «креатив» и «творчество», которые обладают абсолютно различным смысловым значением. За основную парадигму разделения были взяты деньги. В итоге принято условное деление на стратегическое творчество — деятельность, использующую набор технологий и нацеленную на заранее прогнозируемый экономический эффект, и творчество — акт проявления созидательной воли.
Для Санкт-Петербурга, в поле которого этот дискурс разворачивается не первый год, вектор осмысления сместился в устойчивую идею формирования творческой среды в виде кластеров, которая при правильной организации может стать действительно весомой частью экономики, но только если определится актуальная парадигма их объединения в систему.
По оценкам ЮНЕСКО, более 3% мирового ВВП занимает именно креативная экономика. В некоторых странах этот процент достигает 12% и выше. Все сферы, имеющие отношение к творчеству, генерят ежегодно финансовый поток примерно в 2 трлн долларов. При сравнении созидательной среды мегаполисов мира выяснилось, что в городах и регионах с высокой концентрацией населения этот показатель выше в три-пять раз, а качество творческой и культурной ценности существенно ниже. При этом креативный бизнес служит мощным смысловым, финансовым и экономическим драйвером для развития других отраслей экономики и демонстрирует ежегодный стабильный рост, поэтому он должен являться сектором формирования основных смысловых потоков, качество которых является важным условием.
В современном многополярном мире именно нестандартность мышления трансформирует смысловой контекст, формируя новую реальность, но есть одно, но — машинное обучение (которое принято называть несуществующим в реальности искусственным интеллектом) выстраивает смысловые алгоритмы на основе полученного контента, и чем он качественнее на входе, тем точнее работает вся система.
Получается, что это одна из самых дискуссионных тем — креативная отрасль демонстрирует рост финансовых показателей, и весь мир стремится к монетизации творческого процесса.
Но при условии генерации некачественного творческого продукта на выходе мы получаем деструктивный эффект, отсроченный по времени.
ЧАСТЬ 1
Источник инноваций
Куратор сообщества Creative Russia Network, один из первых включившийся в общественное обсуждение темы, Игорь Намаконов отмечает, что «креативные индустрии стали источником постоянного потока инноваций — главных факторов роста, устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики в текущей глобальной социально-экономической парадигме».
Экспертная группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) провела исследование, целью которого было определить долю креативных индустрий в экономике некоторых крупных городов России. Выяснилось, что она вполне сопоставима с показателями мегаполисов Западной Европы, а в некоторых регионах намечается курс на опережение мировых показателей. В Москве она составила 19%, а в Санкт-Петербурге — 12%. Для культурной столицы показатель обидный, но заслуженный. Будучи некогда драйвером креативной экономики для всей России, в последние годы Санкт-Петербург стал превращаться в вещь в себе, с достаточно закрытой и кулуарной системой знаний.

Анна Богушевская
научный деятель и практик в области креативных технологий, более 20 лет работает в Северной столице с художественной средой
— Любое творчество может иметь коммерческий эффект и становиться драйвером многих направлений, но при отсутствии потребительского поля превращается в вектор обратной направленности с эффектом самоуничтожения.
Город и администрация много лет говорят о творческом потенциале, взращивании интеллигенции, не имея при этом стратегического многовектороного плана развития креативных индустрий и системных мер поддержки. Я говорю сейчас даже не о том, что большинство петербургских культурных инициатив питается урывочными историями выделенных государством грантов, и не о том, что есть креатив и практически нет экономики, а об отсутствии продуманной стратегии — как сделать так, чтобы при вливании ресурсов, внимания, инноваций в одну сферу начинали развиваться и рядом стоящие. За последние десять лет не было ни одной конструктивной дискуссии в этом направлении. Экспертное общество разрозненно. Отдельные идеологи, как правило входящие в общественные объединения, создают масштабные по сути, но очень ограниченные по ресурсному обеспечению проекты, которые вместо масштабирования по всей России, как это было раньше, скромно протискиваются в существующий контекст города, практически не меняя ландшафта.

Дмитрий Науменко
руководитель творческой группировки культурологов
— Как ни больно это признавать сегодня, но не Санкт-Петербург является драйвером среды в России, а регионы. Все больше мы наблюдаем интересных идей, движений, экономических прорывов за периметром города. Мы стали ездить за креативным потенциалом в Москву и другие города, и все разрозненны — каждый сам по себе. Те, кто действительно научился зарабатывать деньги на креативе, не участвуют в дискуссиях и на профильных конференциях не выступают — им некогда. Им даже осмыслять свой контент некогда, не то что говорить о систематизации опыта. А кто не занят — рассуждает о креативной экономике и роли Санкт-Петербурга в ней.
Должен быть создан экспертный совет города, где будет звучать голос творческой молодежи и где бизнес сможет получить информационную поддержку инициатив. Сейчас даже деньги не всегда нужны от государства — поддержите информационно так, чтобы сформировался рынок.
Приехали потребители из других регионов, а Санкт-Петербург сам начнет генерить качественный контент. Конечно, важно осмыслять тот пласт, что мы уже натворили, — многое из сегодняшнего коммерческого творчества имеет чудовищный деструктивный потенциал вместо созидательного вектора. Этими смыслами тоже кто-то должен заниматься. Сегодня катастрофически не хватает аудитории для красивых и глубоких проектов — ее нужно формировать на уровне страны, города.
Приехали потребители из других регионов, а Санкт-Петербург сам начнет генерить качественный контент. Конечно, важно осмыслять тот пласт, что мы уже натворили, — многое из сегодняшнего коммерческого творчества имеет чудовищный деструктивный потенциал вместо созидательного вектора. Этими смыслами тоже кто-то должен заниматься. Сегодня катастрофически не хватает аудитории для красивых и глубоких проектов — ее нужно формировать на уровне страны, города.
Иначе спрос порождает предложение, и мы имеем вместо креативных технологий однотипную штамповку одних и тех же идей. Монетизация культурной среды, политика — все смешалось.

Михаил Пиотровский
генеральный директор Государственного Эрмитажа
— На конференции ЮНЕСКО обсуждалось, как развивать креативные индустрии, привлекать финансы новым содержанием. Появляются молодые активные музеи. Один из них — Музей афроамериканской культуры в Вашингтоне. Он ставит перед собой политическую задачу — бороться с системным расизмом, который якобы является характерной чертой сегодняшней Америки. Вскоре в Каире должен открыться Музей египетской цивилизации. Там обсуждают, в какой степени вокруг десятков мумий можно создать музейный «базар», монетизирующий интерес публики. Социальные программы должны оплачивать государство и бизнес, но также и креативные приемы индустрии.
Я часто повторяю: культура — мост и лекарство. Важно, чтобы по мосту было активное движение в обе стороны, иначе он будет качаться. Но и лекарство не должно превратиться в яд. Люди могут поднимать вопрос о сохранении общего культурного наследия, но не кидаться друг на друга, чтобы уничтожить. Борьба против расизма может превратить искусство из лекарства в яд. Борьба за историческую правду может сделать то же самое. Дискуссии должны быть интеллигентными.
Сегодня в мегаполисах мира создаются специальные профильные министерства, программы для реализации потенциала креативных индустрий — в США, Германии, Великобритании, Южной Корее, Австралии, Голландии формируются программы налоговой и законодательной поддержки творческого сектора. В России же этому сегменту рынка пока мешает развиваться разрозненность его участников, попытка постоянного личного соперничества и недоговороспособность участников творческих рынков. Каждый сам по себе.
Объединение креативных индустрий в консолидированный сектор позволит эффективно взаимодействовать с государством и представителями других отраслей экономики, продвигать интересы игроков этого рынка, вследствие чего будет улучшаться инвестиционный климат внутри страны, — полагает Игорь Намаконов.
ЧАСТЬ 2
Структуризация талантов
Пандемия еще больше обострила проблемы креативных индустрий в России: разрозненность рынка, попытка развиваться, объединяясь в творческие группы, часто закрытые, подмена лидерства в группах творческой тоталитарностью, отсутствие границ и правил взаимодействия между отраслями, слабая структурированность творческого сектора. В креативных отраслях хватает персоналий, создающих яркие идеи, но пока мало системных, векторно направленных управленцев, способных превращать смыслы в финансовые потоки. Также мало лидеров-внедренцев, вокруг которых это сообщество должно объединяться. Попытка создать рэнкинг креативных лидеров приводит сообщество к идее о необходимости создания профильной федерации, как это обычно бывает при развитии любых отраслей. Но при первой же такой организации уперлись в формирование очередной группировки по профилю и интересам. Например, список Most Creative Russians. На основе проведенного исследования был составлен топ‑100 лидеров креативных индустрий, способных объединить вокруг себя сообщество. В него вошло определенное число ведущих, по мнению респондентов, представителей сектора креативных индустрий страны — среди имен названы журналист и видеоблогер Юрий Дудь, Little Big, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, режиссер Андрей Звягинцев и неоднозначно воспринимаемый обществом дизайнер Артемий Лебедев. Сразу после публикации рейтинга выяснилось, что к объединению по такому принципу ранжирования далеко не все готовы. Даже на этапе выбора лидеров произошел раскол. При этом потенциал работы креативных индустрий действительно может объединить общество вокруг общих созидательных целей. И есть огромное количество примеров, где творческие концепции дают сильнейший импульс развитию нескольких секторов экономики, полностью преобразовывают ландшафт вокруг себя.
“
При правильном подходе креативные индустрии имеют стабилизирующий эффект, становятся мостом между старым и новым.
В АСИ выпустили Атлас креативных индустрий Российской Федерации. Контент атласа составили по результатам проведенного аналитического исследования в сфере креативных индустрий — насчитали, что более 748 тыс. организаций и 5% трудового рынка РФ задействованы (только официально, а есть еще реальная численность неоформленного фриланса) в творческих отраслях экономики. Цифры получились очень общими, потому что внутри методики закладывали принцип причисления к креативной индустрии по типам ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), в то время как большинство профессий творческого характера не то что не признаны в качестве отдельно организованного предпринимательства, но и названия самой специальности и должности внутри рынка формируют по мере своей творческой деятельности. Профессий в креативной индустрии больше, чем названий.
При анализе использовалась информация, проверяемая на основе открытых данных, и это при том, что половина рынка именно в этом секторе находится в тени или работает под безликой формой самозанятого. Пока что исследование имеет эскизный характер, но это уже большой шаг к формированию хоть каких-то статистических данных — максимально возможный на сегодня срез креативных индустрий, обобщенный на уровне муниципалитетов, регионов и страны.
Яркий пример того, как креативные индустрии дают новую жизнь серому поясу Санкт-Петербурга и позволяют развивать уже практически мертвые зоны: общественное пространство «Севкабель Порт», Новая Голландия, «Лофт-проект ЭТАЖИ», Никольские ряды — все это проекты, создавшие вокруг себя новую среду. И это коммерческие проекты.
При правильном подходе креативные индустрии имеют стабилизирующий эффект, становятся мостом между старым и новым. Но ничего не получится без единой стратегии, которая должна быть не только выработана руководством города, но и поддержана экспертным сообществом, игроками рынка, предпринимательской средой и общественными организациями.
ЧАСТЬ 3
Сформировать ландшафт

Марина Древаль
общественный деятель
— Общественные организации по своей сути являются площадкой для рождения идей, создания новых смыслов и упаковки пока незрелых инициатив в проекты, которые интересны на всех уровнях — государственном, на уровне частных инвестиций и общественности. Рождение системных подходов и стратегических элементов формирования общей концепции креативных экономик возможно только в такой среде. Но проблема в том, что и общественные объединения в Санкт-Петербурге крайне разрозненны. Каждый варится в своей системе, и идеи, рожденные в такой среде, обычно реализовываются за счет собственной инициативы, а нужна системная административная поддержка таких идей. Во многих субъектах креативные индустрии включены в действующие стратегии социально-экономического и культурного развития.
Донести инициативы до предпринимателей и общественности, а идеи до государственного сектора — сегодня главный вызов и задача общественных объединений.
Вопрос о том, можно ли выделить рынок креативных индустрий как отдельный сектор экономики, вызывает дискуссии, поскольку он крайне разнонаправленный. Для такого объединения на уровне руководителей регионов и на федеральном уровне должна заработать система кластерных экспертных советов, в основе которых лежит работа проектных групп с лидерами внутри системы, каждый из которых, занимаясь своей веткой, формирует общий ландшафт. При этом тема интеллигентного подхода к монетизации в этих секторах должна быть очень сбалансированной, и, пожалуй, именно в этом контексте Санкт-Петербург может стать такой системой.
Вся инфраструктура и менталитет жизни города под это заточен. Роль общественных объединений сегодня состоит в формировании подобных инициативных групп и в соответствующей упаковке этих инициатив, а роль государства — в консолидации усилий. Креативные индустрии могут стать новой точкой роста регионов. Остается вопрос: смогут ли общественные объединения сделать шаг навстречу друг другу и стать драйверами и Мекками развития креативных экспертных кластеров, способных менять ландшафт индустрии хотя бы пока на Северо-Западе РФ, чтобы потом стать точкой роста для регионального и впоследствии федерального масштабирования системы, создав по-петербургски интеллигентный дискурс.
Читать дальше
Посмотрите другие статьи из альманаха «Бизнес-инициативы в новой экономической реальности».