• USD Бирж 70.02 -1.01
  • EUR Бирж 81.57 -1.1
  • CNY Бирж 10.98 -0.14
  • АЛРОСА ао 128.44 -1.1
  • СевСт-ао 1630.4 -7
  • ГАЗПРОМ ао 361.29 -3
  • ГМКНорНик 23070 -192
  • ЛУКОЙЛ 7247.5 -41.5
  • НЛМК ао 226.48 -1.18
  • Роснефть 635.5 -1.95
  • Сбербанк 366.63 -2.13
  • Сургнфгз 36.415 -0.31
  • Татнфт 3ао 564.5 -3.9
  • USD ЦБ 70.86 70.99
  • EUR ЦБ 82.5 82.64
Close
Подпишитесь на обновления альманаха
Подписываясь, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Синергия нескольких направлений
ПАРТНЕРСКИЙ АЛЬМАНАХ
Совершенствование творческого мышления и институтов развития в сегменте креативных индустрий — это уже не факультатив, а обязательная программа, если мы хотим быть конкурентноспособными в эпоху индустрии 4.0, считает Марина Абрамова.
БЕСЕДА С МАРИНОЙ АБРАМОВОЙ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД» И «КЛУБА ЛИДЕРОВ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНОБЛАСТИ
Развитие предпринимательских инициатив в сфере креативных индустрий —
одна из основных задач, стоящих на сегодняшний день перед ФГБУ «Роскультцентр», подведомственным учреждением Федерального агентства по делам молодежи. Глава Роскультцентра Марина Абрамова рассказала о том, как креатив влияет на качество инициатив, реализуемых в сфере молодежной политики, и что предстоит сделать уже в краткосрочном периоде.
— Основная задача Роскультцентра — формирование молодежного профессионального сообщества в сфере креативных индустрий, а также создание возможностей для развития молодежи, в том числе посредством обучения профильным навыкам. Как в целом вы оцениваете ситуацию в креативных индустриях?
— Конечно же, они динамично развиваются — в России и во всем мире. Это, в принципе, постоянный процесс, просто сейчас стали чаще использовать корректную терминологию, понимать, какие сферы относятся к креативным индустриям, углубляться в проблематику. Стали больше об этом говорить на разных уровнях: в креативных сообществах, в правительстве, бизнес-секторе, СМИ — все активно интересуются этой темой, тем самым популяризируя ее.
Развитие творческих навыков, креативного мышления и институтов развития в этом сегменте — это уже не факультатив, а обязательная программа, если мы хотим быть конкурентоспособными в эпоху индустрии 4.0. По данным ЮНКТАД, доля креативных индустрий в ВВП России не превышает полпроцента, в то время как в некоторых странах она составляет от 8% и выше. То есть нам есть куда расти, но это возможно только при совместной работе государства и бизнеса с талантливой молодежью, а также при реализации масштабной программы по поддержке и развитию инфраструктуры в регионах.
Рассматривать проекты в сфере молодежной политики сегодня, и говорить о развитии молодежи в стране в целом, без акцента на креативные индустрии, просто невозможно.
— Марина Абрамова
Если говорить про вклад Роскультцентра в этот процесс, то для начала стоит пояснить основные направления в нашей работе. Прежде всего мы отвечаем за формирование профессионального сообщества молодых специалистов в сфере креативных индустрий, реализуя большой спектр проектов по разным направлениям. Это национальные премии в области кино и литературы, молодежные конкурсы в сфере урбанистики и архитектуры, музыкальные и образовательные проекты. Но, начиная с прошлого года, мы расширили спектр своей деятельности и сосредоточили внимание на институциональной работе — на поддержке креативных индустрий в стране. И тут важно пояснить для читателей, почему именно Роскультцентр, подведомственная организация Росмолодежи, занимается проработкой данных вопросов. В креативных индустриях работают в основном творческие молодые люди 24−37 лет — они и составляют ядро нашей целевой аудитории — и по возрастным рамкам, и по направленности их интересов, увлечений и стремлений. Мы коммуницируем с ними, взаимодействуем в проектах, разрабатываем для них новые инициативы и возможности для социального лифта. Поэтому хорошо понимаем их приоритеты в развитии и барьеры, с которыми сталкиваются молодые креативные отрасли.
«Города»
Всероссийский урбанистический хакатон, проект Роскультцентра. Фото: Роскультцентр
Развитие современного молодого человека уже невозможно представить без его вовлеченности в креативные индустрии. Это важные навыки, которые мы используем, чем бы по роду своей деятельности ни занимались. Есть разные подходы и взгляды на креативные индустрии. Можно рассматривать каждую отрасль в отдельности — например, ИТ, маркетинг и коммуникации, дизайн. Но мне больше нравится другой подход — когда подсчитывают и берут во внимание общий индекс креативности какой-либо деятельности или страны в целом. То есть если человек обладает навыками маркетинга и дизайна, к тому же хорошо пишет и понимает, как свой интеллектуальный труд выразить в отдельном креативном продукте, то, конечно же, он станет двигаться гораздо быстрее, чем тот, кто не обладает таким набором навыков. Поэтому рассматривать проекты в сфере молодежной политики сегодня и говорить о развитии молодежи в стране в целом, без акцента на креативные индустрии, просто невозможно.
— Вы сказали, что в отношении креативных индустрий стали использовать более корректную терминологию…
— Да, но трактовок этого определения по-прежнему много. Например, в англоязычных источниках вообще не различают понятия креативных, творческих, культурных индустрий, однако в России их по-прежнему разделяют. Творчество — это идея, креатив — реализованная идея, приносящая прибыль, Поэтому понятие креативной индустрии тесно связано с понятием экономики знаний. Следовательно, креативность, творчество, культура, знания являются обязательными элементами современного предпринимательства. И творческие, креативные индустрии — это сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения или даже индивидуальные предприниматели в процессе своих активностей добиваются капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности.
Проще говоря, там, где возникает авторское право, там, где можно поставить патент или заключить авторский договор, — все это можно отнести к продуктам деятельности в сфере креативной индустрии. В прошлом году мы проводили в Москве первую Российскую креативную неделю, и Владимир Познер, модератор пленарной сессии, сказал очень верные слова: «Роль личности в креативных индустриях — первостепенная». Созданный интеллектуально и творчески конкретный продукт конкретного человека.
«Русские рифмы», национальная премия Роскультцентра для молодых авторов, пишущих на русском языке. Фото: Роскультцентр
— Какие основные проекты реализует Роскультцентр?
— Реализуем ряд конкурсных проектов в области кино, литературы, архитектуры и урбанистики, в музыкальной сфере. В прошлом году с появлением новой команды Роскультцентра мы шагнули дальше и при поддержке фонда президентских грантов запустили значимые проекты в образовании в сфере креативных индустрий. Это проект Art Team, включающий всероссийский конкурс и образовательную онлайн-платформу, доступную для всех желающих развиваться в построении успешного бизнеса. И проект «Академия звука» — музыкальные лагеря, куда на обучение попадают начинающие исполнители, где с ними работают профессионалы индустрии.
Но, пожалуй, главным нашим достижением стало проведение первой Российской креативной недели, где мы, люди из креативных отраслей, смогли быть вместе — все 14 отраслей. Креативная неделя стала событием федерального и международного масштаба, к нам пришло более 250 тыс. человек, онлайн-участниками стали более 5 млн. И уже вскоре, с 26 по 29 августа, в парке Горького, надеюсь, повторим этот успех.
— Вы активно продвигаете креативные индустрии в регионах. Есть ли регионы, успешные проекты в которых могут служить примером для других территорий?
— За последний год большой институциональный рывок совершен многими субъектами. Стали появляться межведомственные центры, рабочие группы при губернаторах, которые занимаются исключительно развитием креативной экономики. Это очень важно, потому что та самая межведомственная работа, которую тяжело выстроить на федеральном уровне, должна настраиваться на региональном. Что еще интересно в субъектах — прошла волна подготовки и строительства крупных арт-резиденций и креативных кластеров. Они все очень разные — разные по задачам, разные по наполнению, но это просто потрясающе, что происходит перестройка в том числе заброшенных территорий в крупные арт-кластеры и креативные кластеры. Есть соответствующее поручение главы государства, и мы, вместе с партнерами из UrbanLab, помогаем сделать из этих комплексов востребованные живые территории.
Например, в Коми, в центре Сыктывкара, в помещениях бывшего механического завода строится молодежный арт-кластер «Север России», и это не просто здание, в котором будут находиться классы для проведения образовательных кружков. Это уже полноценная территория, включающая в себя концертные залы, выставочные пространства, музейные комплексы.
С культурой в Петербурге хорошо, но, повторюсь, креативные индустрии, даже если они базируются на культурной основе, это все же и про предпринимательство.
— Марина Абрамова
Очень важно, чтобы каждый регион понимал свою специфику. У кого-то хорошо идет кино: Калининград выбрал из палитры креативных отраслей киноиндустрию и в этом преуспел за последние три-четыре года. Очень крутой кейс на точные проработки и выборы специализаций для себя. Мы видим, как Якутия тоже сфокусировалась на кино, но на авторском, и это реально прорыв федерального масштаба, сделано очень качественно и круто. Конечно же, Сибирь — это больше ИТ-разработки, поэтому там так много сейчас строится инновационных кластеров научно-технологической направленности.
— Петербург некоторое время назад попытался позиционировать себя столицей креативных индустрий, было запущено несколько профильных программ поддержки. Петербург и креатив – как вы оцениваете совместимость этих двух слов?
— Всегда есть ощущение, что Петербург — не про креатив, но про богатейшее культурное наследство. И «культурная столица» более привычно уху, чем «креативная столица». С культурой в Петербурге хорошо, но, повторюсь, креативные индустрии, даже если они базируются на культурной основе, это все же и про предпринимательство. Если с творчеством в Петербурге все хорошо, то по предпринимательству лидирует пока Москва, на то есть экономические причины. Но потенциал Петербурга, конечно, очень высок. Надо сказать, мы очень часто видим петербуржцев в числе финалистов и победителей наших конкурсов. Петербург — всегда больше про сердце, душу, но не про деньги. Думаю, здесь нужен баланс, важно оставить это невероятно красивое, интеллигентное, культурное лицо Санкт-Петербурга, потому что в нем есть все, и креатив, конечно, тоже.
Национальная молодёжная кинопремия, проект Роскультценра. Фото: Роскультцентр
— Основная проблема бизнеса в любой отрасли – наличие большого количества административных барьеров. Преодолевают ли подобные барьеры «креативные» бизнесмены, и как возможно минимизировать их количество?
— Во время проведения Российской креативной недели одной из наших задач был сбор информации об административных барьерах в каждой креативной сфере. Мы опрашивали лидеров каждой индустрии и собрали перечень из порядка 80 барьеров. Они очень разные, как, к примеру, по налогообложению, так и по отсутствию в реестре Минтруда таких профессий, как композитор или писатель. Получился пестрый калейдоскоп проблем, который мы систематизировали.
К слову, до недавнего времени в законодательстве вообще не фигурировал сам термин «креативная индустрия». И сейчас Министерством культуры совместно с экспертами подготовлена первая концепция по развитию креативных индустрий. В ней впервые зафиксированы важные понятия. Проблема была в нормативной базе, ее просто не существовало. Следующий шаг — закрепить реестр отраслей, которые подходят под определение «креативные индустрии»: думаю, обсуждению этого вопроса мы отведем специальное место во время проведения Российской креативной недели этим летом.
Еще один вопрос для обсуждения — новые отрасли, такие, как компьютерная графика, например. Это многомиллиардная по инвестициям сфера, но она нигде не зафиксирована. Когда разрабатывали помощь и преференции для ИТ-отрасли, про компьютерную графику забыли. Когда разрабатывали послабления и преференции для киноотрасли, про компьютерную графику снова забыли, она осталась висеть в воздухе. Если не зафиксировано нормативно, то невозможно получить субсидии, разработать программы по профобразованию для дизайнеров-графистов, и многое другое становится недоступно. У них такая специфическая деятельность, что научить этому в теории невозможно. То есть, нужно разрабатывать отдельную дуальную программу профобразования, когда бизнес будет брать на себя ответственность и обучать студентов. И задача номер один — сформировать понятие, что отрасль существует, описать новые профессии, скорректировать ОКВЭД. Сейчас такие проблемы есть у всего креативного бизнеса, и минимизировать их можно лишь в постоянном диалоге между бизнесом, властью и креативным сообществом. Чем мы и занимаемся, создавая площадки для такой коммуникации, чтобы потом были совершены правильные действия и в нормативных документах, и в законах, и в поправках. Именно те, которые реально нужны креативному сектору экономики.
Задача номер один — сформировать понятие, что такая отрасль существует, описать новые профессии, скорректировать ОКВЭД.
— Марина Абрамова
И безусловно, большим прорывом и весомой поддержкой для всего креативного сообщества в прошлом году стало объявление Сергея Владиленовича Кириенко о создании межведомственной рабочей группы по поддержке креативных индустрий. Она будет объединять как различные ведомства и министерства, так и креативные отрасли — они становятся важной сферой для устойчивого развития страны, в связи с чем требуется поддержка государства. Поэтому вопросы минимизации барьеров отрабатываются всесторонне.
— Системная и институциональная работа в развитии креативных индустрий – какие первоочередные задачи, по мнению Роскультцентра, необходимо решить, чтобы обеспечить качественное развитие сегмента?
— Очень не хватает межведомственной работы на федеральном уровне. Мы рады, что Министерство культуры РФ создало концепцию по развитию креативных индустрий, но важно обеспечить именно межведомственную работу с Министерством экономического развития РФ, с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, другими ведомствами. Креативные индустрии все же не совсем культура, это синергия нескольких направлений. И разрабатывать нормативные документы, законы, запускать крупные проекты можно только при межведомственном взаимодействии нескольких министерств. Роскультцентр выполняет роль своеобразного хаба, который регулирует диалог между всеми заинтересованными сторонами. Рассчитываю, что уже летом мы, во-первых, поделимся результатами, какие барьеры были отменены за последние месяцы. Во-вторых, зафиксируем много важных точек, и по терминам, и по реестру, обсудим положения федерального законопроекта по креативным индустриям, а также лучшие практики в регионах. Обычно это федеральный опыт, который распространяют в регионах, а тут наоборот, регионы быстрее попробовали разные механизмы, и теперь предстоит понять, какой из механизмов больше подходит для тиражирования на федеральном уровне.
Материал входит в альманах,
изданный совместно с «Клубом лидеров»