• USD Бирж 73.56 +0.22
  • EUR Бирж 83.07 +0.5
  • CNY Бирж 11.55 +0.03
  • АЛРОСА ао 129.24 +-0.73
  • СевСт-ао 1570.6 +-13.4
  • ГАЗПРОМ ао 348.77 +-1.54
  • ГМКНорНик 22044 +-96
  • ЛУКОЙЛ 6673.5 +-48
  • НЛМК ао 216.78 +-0.68
  • Роснефть 577 +-1.6
  • Сбербанк 324.85 +-0.65
  • Сургнфгз 38.14 +-0.41
  • Татнфт 3ао 494 +-5.4
  • USD ЦБ 73.74 74.06
  • EUR ЦБ 83.24 83.81
Форум Арктика 2021
Форум Арктика 2021
Лента новостей

О «тоненькой яблочной кожуре»

Культура
Елена Скородумова №4 (781)
О «тоненькой яблочной кожуре»
Фото: архив «Эксперт СЗ»
Как живет сегодня наша любимая культура, мы предполагали узнать на Петербургском международном культурном форуме. Центральное событие культурной жизни страны, ставшее площадкой для диалога, встреч, обмена опытом, как раз должно было состояться в девятый раз в эти ноябрьские дни. В нынешнем году обсуждение планировалось посвятить самой животрепещущей теме — культурным кодам новой реальности. Вторжение коронавируса ударило по всем сферам. Культура не осталась в стороне.

Культурные учреждения отнесли к пострадавшим отраслям экономики. Обвал был подобен снежному кому, теат­ры, музеи, концертные залы надолго лишились главного — своих зрителей. Потери некоторых ведущих организаций исчислялись миллиардами рублей. Многие представители творческих профессий остались без работы. Но выстояли практически все.

Предполагалось, что каждый участник культурного форума расскажет о своей стратегии успешного выживания. Но организаторы решили не рисковать безопасностью — форум отменили (как и в прошлом году) из-за тревожной эпидемиологической ситуации. Может быть, в какой-то степени это и есть ответ на вопрос о том, как сегодня живет культура.

Ситуация неоднозначная. Еще только предстоит оценить потери и приобретения. «Пандемия, многочисленные ограничения во многом усложнили жизнь творческой сферы, но и преподнесли множество важных уроков. Главный из них состоит в том, что наша культура, которая внезапно утратила комфортную, привычную структуру, получила значительную свободу развития, научи­лась работать в разных форматах, приобрела возможность многовекторного развития и соединения с процессами, происходящими в мире», — говорит известный исследователь, доцент Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Вадим Высоцкий.

Гармоничное тождество усилий и результатов принесло свои плоды. В одном из интервью министр культуры России Ольга Любимова подчеркнула, что культурные институции «вышли из сложившейся ситуации очень достойно, продолжив радовать своих преданных зрителей качественным онлайн-контентом». Несмотря на отмены афиш во время самоизоляции, музыканты привыкли выступать без зрителей, дали рекордное количество трансляций. Театры смогли поставить даже онлайн-премьеры спектаклей. Музеи, многие из которых давно имели свои виртуальные площадки как приятное дополнение, превратили их в единственную возможность посмотреть экспозицию.

Один из главных театров города — Мариинский — с первых же дней пандемии начал нести колоссальные потери. Его художественный руководитель Валерий Гергиев не раз подчеркивал, что даже в такой ситуации театр не перестал быть великим российским театром из-за вируса, и все эти месяцы по возможности осуществлял свои проекты в экстремальных условиях. С начала онлайн-показов его концерты и спектакли посмотрели больше 50 миллионов зрителей, организовано больше 60 трансляций репертуарной классики и уникальных концертов.

В течение всего этого года менялись условия, цифры допустимого количества зрителей на один спектакль. Но коллектив работал и работает с полной отдачей. С сентября Мариинский театр дал возможность увидеть все премьеры. Кроме «Орлеанской девы» и «Тангейзера» — это знаменитая «Летучая мышь» Штрауса, «Сельская честь» Масканьи и другие. Все с нетерпением ждут балетной премьеры — «Дочь фараона» по мотивам спектакля Мариуса Петипа 1862 года.

Один из главных музеев — Государственный Эрмитаж — во время локдауна (с конца марта по июль 2020 года) потерял 80% своих посетителей. В 2019 году их было почти 5 миллионов, в 2020 — 836 тысяч. Но, как убежден его директор Михаил Пиотровский, музей остался музеем — в непростую пору изоляции в нем побывали онлайн 70 миллионов человек из разных стран мира. Удалось многое сделать, подготовить целый цикл познавательных, нестандартных и увлекательных экскурсий, которые вели лучшие профессионалы.

В мировой топ посещаемости в самый трудный период смог войти Русский музей. Музей, можно сказать, был подготовлен к возможным неожиданностям всей работой за последние годы. Его виртуальные двери открыты много лет.

В 2020 году онлайн-трансляции посмотрели почти 25 миллионов зрителей. «Безусловно, даже самые современные цифровые технологии не могут заменить живой спектакль, реальную экскурсию в музей, концерт „глаза в глаза“, — подчеркивает Вадим Высоцкий. — И нужно искать и находить баланс, равновесие в смене форматов».

Несмотря на послабления режима — например, театрам и музеям разрешено работать в условиях нынешнего ноябрьского локдауна, в Петербурге отменили еще одно важное событие — XII Международный фестиваль камерного исполнительства, к которому давно готовились. Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга, художественный руководитель фестиваля Борис Березовский назвал отмену трагедией. И как тут не вспомнить немецкого философа Фридриха Ницше, который заметил, что «культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Она спасает нас. А мы должны спасать ее всем миром.

Поддержите редакцию EXPERT Северо-Запад

Благодаря вам мы развиваем независимую деловую журналистику в России, готовим отраслевую аналитику и привлекаем к работе лучших экспертов.

Поддержать редакцию
Первая премьера 239-го сезона в Мариинском театре — «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза.
Свежие материалы
Экономика инвалидизации: как считать пациентов
На 60,7% инвалидов трудоспособного возраста с ревматическими заболеваниями приходится 82% затрат государства. При надлежащем лечении в 80% случаев активность заболевания снижается, и человек может нормально работать и жить. Поэтому важно вернуть таких людей в строй.
Константин Кротов: Просто надо быть отличной бизнес-школой
ВШМ СПбГУ официально подтвердила аккредитацию международной ассоциации AACSB.
Конференция «О проблеме сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга»
Мероприятия, 30 ноя 11:14
Цель конференции: сохранить Охтинский мыс, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и ГАО РАН (Пулковская обсерватория).