• USD Бирж 69.77 -1.27
  • EUR Бирж 81.02 -1.65
  • CNY Бирж 10.93 -0.18
  • АЛРОСА ао 128.44 -1.1
  • СевСт-ао 1630.4 -7
  • ГАЗПРОМ ао 361.29 -3
  • ГМКНорНик 23070 -192
  • ЛУКОЙЛ 7247.5 -41.5
  • НЛМК ао 226.48 -1.18
  • Роснефть 635.5 -1.95
  • Сбербанк 366.63 -2.13
  • Сургнфгз 36.415 -0.31
  • Татнфт 3ао 564.5 -3.9
  • USD ЦБ 70.13 70.86
  • EUR ЦБ 81.74 82.5
Эксперт года 2022 анонс
Эксперт года 2022 анонс
Лента новостей

По-петербургски интеллигентно

Культура
Георгий Дмитриев
По-петербургски интеллигентно
Фото: группа «Бис-Квит»
В Петербурге постепенно оживает культурная жизнь, зрители потянулись в концертные залы и в театры. Артисты, прожившие год в онлайне, радуют большим количеством премьер. К примеру, петербургская группа «Бис-Квит» (они же — Bis-Quit band) только за первую половину марта представила своим поклонникам три новые программы. Основатели «Бис-Квита», художественный руководитель Андрей Антипов и солистка группы Ольга Евстафьева рассказали «Эксперту Online Северо-Запад» о культурной жизни в пандемию и о новых проектах.

— Сразу три новых программы — это потому, что по зрителям соскучились?

А. А. — Да, мы, конечно, приобрели во-многом новые для нас навыки общения со зрителями навыки в онлайн-формате, но «живые» концерты эти навыки заменить не могут. Так получилось, что год назад мы успели отыграть концерт 8 марта, в очередной свой день рождения, а потом город закрыли на карантин. И возобновили мы концертную деятельность офлайн только осенью. В начале марта представили три премьеры в честь 19-го дня рождения группы. В Петербургском планетарии исполнили программу Race to Space, посвященную Золотой пластинке космического аппарата VOYAGER, отправленной в 1977 году в космос в поисках инопланетного слушателя. Затем концерт A La Russe, программа которого составлена в традициях салонов а-ля рюс, и включает хиты мировой музыки с русским акцентом. Третий концерт был посвящен столетнему юбилею аргентинского композитора Астора Пьяццоллы и полностью составлен из его произведений.

— Все эти программы составлялись в период отсутствия «живых» концертов?

О. Е. — Нет, репетиции прошли уже в первые месяцы этого года, когда стало понятно, что ограничения постепенно снимаются, и концертная жизнь возобновиться. Вот и решили, что должны выходить к зрителям не с прежними программами, а представить новые.

— Чем же занимались в вынужденном простое?

А. А. — Простоя, собственно, не случилось. Да, появилось больше времени на то, чтобы переосмыслить свое творчество, знаете, на своеобразные философские терзания, на которые обычно нет времени в условиях жесткого гастрольного ритма — в среднем прежде мы давали в различных городах и странах до 100 концертов в год. Но мы все равно оставались со зрителями, просто уйдя в онлайн. Представили несколько онлайн-концертов, при этом устраивая своеобразные антракты — заканчивается, к примеру, первое отделение, а затем на общение со зрителями через zoom выходили музыканты коллектива. Провели несколько интересных акций в аккаунтах группы в социальных сетях. Одним из ключевых проектов стал наш концерт, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы представили его в онлайн-формате, он получил очень большое количество просмотров. Очень приятно, что многие представительства российских дипломатических миссий за рубежом выразили большой интерес к этому онлайн концерту и разместили его на своих ресурсах. Апофеозом стало выступление «Бис-Квита» в Грановитой палате Московского Кремля для президента РФ и глав 11 государств — гостей «Парада Победы» на Красной площади 24 июня, перенесенного из-за пандемии.

О. Е. — Главное, что наши задумки получили хороший резонанс. Нельзя было останавливаться и терять равновесие. Кроме того, как уже уточнил Андрей, получили возможность и время подумать, куда мы идем и зачем. Думаю, этим же в период пандемии занимались и другие музыкальные коллективы. Весь культурный сегмент, по сути, прошел через этап перезагрузки своей идеологии, своих базовых установок.

А. А. Что касается нас, — прежде всего, переосмыслили концертные программы, отсеяли некоторые номера, оставив их жить своей жизнью в Сети. Пересмотрели свой подход к тому, что делаем и куда идём. Основа осталась той же, наша миссия по-прежнему — популяризация русских народных инструментов в их современном звучании, но жизнь настолько ускорилась, что в своей концертной гонке постоянно теряется новая информация, проскакивают мимо интересные идеи, которые могли бы нас ещё больше укрепить. Что уж говорить, даже качественно изменили весь репетиционный процесс. Мы как звук, который колеблется, и при правильной настройке получается красивое музыкальное произведение. Стали больше прислушиваться к тому, что нас окружает. Это программная история, очередной этап нашего развития.

О. Е. И, к слову, уже 18 апреля представим в Петербурге наш очередной эксперимент, как раз ставший следствием поиска возможного взаимодействия современной музыки с русскими инструментами, эстрадного и оперного вокала, технологий, с которыми мы в полной мере ещё не работали. Причем это будет не только яркая коллаборация с мультимедийными технологиями, но и весьма себе рискованный аудио ряд. Мы представим свои авторские аранжировки композиций коллективов, стилистически находящихся на максимальном расстоянии от русской музыкальной традиции, к примеру, сыграем на народных инструментах композиции The Prodigy, Nirvana, Michael Jackson и Queen, в которых тонко и круто проявляются русские мотивы. То есть объединяем музыку, которая, казалось бы, совсем не совместима.

А. А. Было много обсуждений и даже скепсиса на репетициях, но попробовали — и поняли, что все участники группы получают удовольствие от таких прочтений. И начинается работа каждого музыканта как аранжировщика музыки под свой инструмент, импровизатора. Я могу написать «скелет» произведения, но потом каждый из нас адаптирует музыку «под себя». Здесь нет жестких рамок, всегда идет творческий процесс. Сложно объяснить, лучше, конечно, услышать. Мы можем, например, долгие годы играть «Валенки», но, если взять исполнение в ретроспективе, сразу заметны новые музыкальные решения, все время что-то меняем и добавляем что-то новое. Наверное, когда-нибудь можно серьезную рецензию написать «Эволюция песни «Валенки» в творчестве группы «Бис-Квит».

— Вот эти трансформации — это стремление быть современными?

О. Е.- Мы меняемся, мир меняется, это желание пробовать что-то еще. Можно остаться и в своей нише, имея определенный петербургский вкус — мы же всегда слышим, что звучим «по-петербургски интеллигентно». И это от нас никуда не уйдет. Нам, кстати, всегда очень трепетно и особенно ответственно в Петербурге выступать, порой чувствуем себя, как на государственном экзамене в Консерватории. Свой почерк у нас есть. Какой бы стиль мы не брали, но тот же The Prodigy, исполненный на балалайке, будет звучат вкусно. Речь не о нашем желании быть модными. Можно сегодня сделать трендовое, но завтра оно перестанет быть модным. Но можно успеть потерять свое лицо.

— Популяризация русской музыки, народных инструментов — хорошая миссия, но насколько она востребована в молодежной среде?

А. А. — Вот этот концерт в середине апреля — он как раз про молодежь. Качественный музыкальный материал, который взаимодействует с мультимедийными технологиями — красивый визуальный ряд, ритмика и так далее. Да, балалайка народный инструмент, но на ней можно все сыграть. И она может быть очень интересна молодой публике. Это наша русская душа, как говорил Федор Шаляпин. Ты можешь быть супер-современным, интерактивным, — но связь с традициями, с пластом русской культуры, возможно, запустит важные процессы в мироощущении.

Кстати, у нас есть просветительский проект «Русская культура — детям», который мы планируем запустить в скором времени. Мы пришли к пониманию, что готовы делиться своим опытом и знаниями с учащимися музыкальных школ, чтобы показать все возможности народных музыкальных инструментов и смотивировать их поступать дальше и развивать нашу национальную культуру. Надеюсь, что скоро ограничения из-за пандемии снимут, и мы его запустим.

— Есть расхожее мнение о том, что политики рушат мосты, культурное взаимодействие эти мосты восстанавливает... «Бис-Квит» обладатель звания «Посол русской культуры»...

О. Е. — Да, до пандемии у нас было много гастролей, в том числе принимали участие в различных российских дипломатических миссиях в другие страны, представляя концертные программы, посвященные русской музыке. При этом всегда старались уделять внимание музыкальной культуре той страны, в которой играем концерт, исполняли несколько «локальных» композиций на русских народных инструментах. Это очень важная часть нашей работы, надеюсь, что миссии будут возобновлены.

— Меценатов в пандемийный год меньше не стало?

А. А. — У нас были разовые проекты взаимодействия с бизнесменами — при том, что мы проводим много корпоративных концертов: практически не выстраивали постоянные отношения с бизнесом. Да, нас приглашают, но централизованной истории не было, никогда ни у кого ничего не просили. В основном все делали — и продолжаем делать — сами. Сейчас у нас большие планы на будущий юбилейный год, и стали задумываться о партнерах, спонсорах и меценатах. Есть потребности ресурсные — хотим сделать нечто грандиозное.

— Наступает юбилейная пора, через год 20 лет с момента основания. Готовитесь?

А. А. — Уже начали. Это не год подведения итогов, это новые проекты, а также новое прочтение давно зарекомендовавших себя программ. Уже более 10 концертов, которые могут быть представлены публике. Мы многое сделали для города за эти годы, и город для нас многое сделал, поэтому основные концерты пройдут в родном Петербурге, но также не оставим без внимания и другие города России.

Поддержите редакцию EXPERT Северо-Запад

Благодаря вам мы развиваем независимую деловую журналистику в России, готовим отраслевую аналитику и привлекаем к работе лучших экспертов.

Поддержать редакцию
В Ивангороде с территории Льноджутовой мануфактуры вывозят станки, представляющие историко-культурную ценность.
Свежие материалы
Кадровый голод
От редакции, 22 Окт 14:52
Новый портал «Эксперт Сибирь и Дальний восток» начал работу.
Андрей Панибратов — о стратегиях на развивающихся рынках
Враждебность глобальной экономики — это когда страны начинают чувствовать себя более обособленно. И это понимание того, что это не только разобщенная Европа, но и разобщенный мир — оно потихоньку проявляется.
Евгений Абузов  — об отношениях между банками и корпоративными клиентами
На банковском рынке появляется все больше продуктов, которые основываются не на индивидуальном анализе, а на скоринге. И скоро такие модели начнут переходить от клиентов-физлиц к юридическим лицам.