Сергей Лавров, глава МИД: «Это явно был враждебный акт, совершенно ясно, что без ведома хозяев киевские террористы совершить его не могли бы. Мы будем отвечать не разговорами о том, casus belli это или нет, а будем отвечать конкретными действиями. У нас терпения много — есть такая пословица: „Русские долго запрягают“ и так далее».
Рамзан Кадыров, глава Чечни: «Провокация не должна и не будет менять сценарий запланированного хода специальной военной операции. Да, это нападение на президента, а значит, на государство и, как следствие, на весь народ Российской Федерации. Но это не должно влиять на наши задуманные планы и интересы. А возмездие, конечно, будет. И оно будет хирургически и ювелирно точным».
США, координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби: «Мы все еще пытаемся установить, что конкретно произошло, и сделать это наилучшим возможным образом. Может быть, мы никогда в полной мере не поймем, что конкретно случилось. <...> Мне неизвестно ничего о каких-либо частных контактах об этом предполагаемом инциденте с атакой дронов. Это произошло лишь вчера. Мне кажется, мы довольно четко дали понять, что то, что сказал господин Песков — это наглая ложь. И я не знаю, нужны ли нам контакты, чтобы донести эту позицию в частном порядке».
Бахрейн, замглавы МИД королевства Абдалла бен Ахмед Аль Халифа: «Заместитель министра выразил осуждение Королевства Бахрейн в связи с нападением на Кремль и обстрелом резиденции президента России Владимира Путина с использованием двух беспилотников, назвав ее опасной эскалацией».
Никарагуа, президент Никарагуа Даниэль Ортега и вице-президент Росарио Мурильо: «В эти исторические дни празднования победы над нацизмом, которые также являются днями борьбы с теми же врагами человечества, мы, как и всегда, с симпатией и восхищением приветствуем вас и осуждаем совершенное вчера гнусное нападение на объекты Кремля, ответственные за которое известны».
Куба, президент Мигель Диас-Канель: «Выражаю наше неприятие атаки на Кремль с использованием беспилотников. Куба подтверждает свою позицию и осуждает все акты, методы и практики терроризма во всех его формах и проявлениях».
Михаил Подоляк, советник главы офиса президента: «Кремль, дрон, двое организаторов на ступенях Сенатского дворца, 12-часовая пауза перед публикацией, одновременное появление видео с разных ракурсов — инсценировка. Абсолютная».
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту атаки беспилотников: «По поручению председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ (террористический акт) в связи с попыткой киевского режима нанести удар беспилотными летательными аппаратами по кремлевской резиденции президента Российской Федерации».
«Подтверждаем, что российская сторона оставляет за собой право принять ответные меры на вопиющие попытки террористических актов. Россия ответит в соответствии с оценками той угрозы, которую Киев создал для руководства нашей страны», — говорится в распространенном 4 мая заявлении МИД России.
Атака украинских беспилотников на Кремль сейчас расследуется;
Москва знает, что и средства, и цели для ударов Киев выбирает под диктовку Вашингтона;
Москва считает, что Киев причастен к атаке на Кремль на основании данных спецслужб РФ;
Кремль рассматривает «самые различные» варианты ответа на атаку украинских беспилотников на Кремль;
Обстановка в Кремле после инцидента с беспилотниками обычная, все работают на своих местах;
Кремль не прокомментировал предложения объявить Зеленского законной военной целью для РФ после атаки беспилотников на Кремль;
Вашингтон стоит за атакой Киева на Кремль, попытки США откреститься от атаки беспилотников на Кремль смехотворны;
Важно, чтобы Вашингтон, причастный к атаке на Кремль, понимал опасность такого непосредственного участия в конфликте.
Канада, премьер-министр Джастин Трюдо: «Я думаю, что, очевидно, мы должны быть обеспокоены всем, что произошло вокруг этого, но в настоящий момент мы не собираемся делать поспешных выводов».
США, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби: «Мы пока не знаем, что случилось, мы не делаем каких-либо оценок. Я видел утром комментарии Дмитрия Пескова, утверждения, что мы каким-то образом причастны к этому, что Вашингтон причастен. Я могу заверить вас, что не было никакого участия Соединенных Штатов. Что бы это ни было, США в этом не участвовали».
США, официальный представитель Белого дома Карин Жан-Пьер: «С начала этого конфликта США точно не поощряют Украину наносить удары за пределами своих границ. Мы говорили об этом ясно. Но я бы не хотела спекулировать о достоверности этих сообщений».
США, госсекретарь Энтони Блинкен: «Я видел сообщения об этом, но я никоим образом не могу подтвердить их. Мы просто не знаем. <...> Сложно комментировать или рассуждать об этом, не зная реальных фактов».
ООН, заместитель официального представителя генсека всемирной организации Фархан Хак: «Мы видели сообщения и знакомы с заявлениями, сделанными на этот счет российскими и украинскими властями. ООН не находится в той позиции, чтобы подтвердить эти сообщения. <...> Мы решительно подтверждаем свой призыв ко всем соответствующим сторонам воздерживаться от любой риторики или действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации конфликта».
ЕС, глава внешнеполитической службы Жозеп Боррель: «Мы призываем РФ не использовать эту так называемую атаку как аргумент для дальнейшей эскалации конфликта. Нас беспокоит, что это может привести к набору большего числа военных и новым атакам против Украины. Поэтому мы поддерживаем Украину оружием, чтобы Россия прекратила свои атаки и ушла из Украины».
Китай, официальный представитель МИД Мао Нин: «Соответствующие стороны должны избегать любых действий, ведущих к эскалации».
Канада, премьер-министр Джастин Трюдо: «Я думаю, что, очевидно, мы должны быть обеспокоены всем, что произошло вокруг этого, но в настоящий момент мы не собираемся делать поспешных выводов».
Франция, министр иностранных дел Катрин Колонна: «У меня нет никакой особой информации на этот счет, и я не хочу втягиваться в обсуждение различных версий, которых немало. Вместе с тем могу назвать этот эпизод странным, можно также использовать прилагательное „таинственный“».
Венесуэла, президент Николас Мадуро: «Президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро от имени правительства и народа Венесуэлы выражает свое всецелое осуждение отчаянного покушения на убийство президента Российской Федерации Владимира Путина».
Венгрия, министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто: «Я не знаю, что произошло. Но я могу точно сказать, что чем дольше будет продолжаться [конфликт на Украине — прим. ред], тем больше будет таких вещей и тем больше будет риск эскалации. Поэтому как представитель соседней страны, которая находится в большой опасности в связи с риском эскалации [конфликта — прим. ред.], я настоятельно призываю к скорейшему прекращению [этого конфликта — прим. ред.]».
Сирия, министерство иностранных дел: «Сирия решительно осуждает совершение украинским режимом, которым управляют Соединенные Штаты и их союзники, атаки на Кремль с помощью беспилотников и считает это терактом и глупым поведением».
Анатолий Антонов, посол России в Вашингтоне: «Здесь (в США — прим. ред.) не нашли возможным признать очевидное — спланированную режимом Зеленского террористическую акцию и покушение на президента Российской Федерации».
Леонид Слуцкий, глава комитета Госдумы по международным делам, лидер ЛДПР: «Целью спланированной террористической акции и покушения на президента России, очевидно, было посеять панику среди россиян накануне Дня Победы. Поэтому ответ должен быть жестким, максимально жестким».
Владимир Бидевка, председатель народного совета ДНР: «Для любого русского человека, Кремль — это священное место. Ответ России за посягательство на него будет внезапным и мощным. А вот каким именно — решит руководство страны. Враги должны понимать, что наказание неотвратимо».
«Сегодня ночью киевским режимом была совершена попытка нанесения удара беспилотными летательными аппаратами по кремлевской резиденции Президента Российской Федерации», — сообщили в пресс-службе Кремля, отметив, что «в результате предпринятых военными и специальными службами своевременных действий с применением систем радиолокационной борьбы аппараты были выведены из строя».
Кремль назвал произошедшее терактом и покушением на президента, добавив, что вследствие падения беспилотников «пострадавших и материального ущерба нет».
График президента из-за атаки не изменился, он работает в обычном режиме. Дмитрий Песков отметил, что в момент попытки теракта Владимир Путин находился в своей резиденции в Ново-Огарево.
«Российская сторона оставляет за собой право принять ответные меры там и тогда, где и когда посчитает нужным», — сказали в Кремле.
Вячеслав Володин, спикер нижней палаты парламента: «Киевский террористический режим, захватив целое государство, угрожает безопасности России, Европы, всего мира. Политики западных стран, накачивающие режим (президента Украины Владимира — прим. ред.) Зеленского оружием, должны осознать, что стали не только спонсорами, но и прямыми соучастниками террористической деятельности. Никаких переговоров с режимом Зеленского быть не может».
Владимир Джабаров, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам: «Я могу прокомментировать эту атаку так: бандитское государство — бандитский режим, террористический. Более чем за год проведения СВО Россия не бомбила правительственные здания, резиденцию Зеленского. А Украина готова пойти на всё, лишь бы как можно больнее укусить Россию. Мы оценим ситуацию, решение всё равно будет за президентом, военными — теми людьми, которым дорог наш национальный лидер».
Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы по информационной политике: «Ночная атака беспилотников на Кремль — требует незамедлительного принятия не только политических, но и законодательных решений. До настоящего времени „беспилотники“, как и средства противодействия им — никак не урегулированы с точки зрения закона. Неделю назад, собрав на площадке Росгвардии совещание со всеми заинтересованными ведомствами (Минтранс, Минпром, Минэнерго, Минцифры) я с сожалением убедился, что у семи нянек — дитя без глаза. Только сейчас, например, подготовлен законопроект, касающийся беспилотного транспорта. Очевидно, что необходимо экстренно разработать и принять комплекс законов, жестко регламентирующий все сферы этого важнейшего вопроса, который напрямую касается вопросов безопасности».
Сергей Миронов, лидер «Справедливой России»: «Это самый настоящий casus belli — повод к войне. К ликвидации террористической верхушки Украины. Нам есть чем вдарить по их бункерам».
Михаил Шеремет, депутат ГД: «Пора нанести ракетный удар по резиденции Зеленского в Киеве. Готов передать координаты — улица Банковая, 11. Зеленскому стоит начинать бояться».
Алексей Журавлев, депутат ГД: «Нужно прицельно бить по центру Киева. Уничтожить офис президента, разрушить до основания Верховную Раду, Генштаб, здания, в которых располагаются украинские спецслужбы».
Адальби Шхагошев, член комитета ГД по безопасности: «Со стороны России ответ будет достаточно жестким... Украина и диверсионные группы, которые замышляли этот теракт, очень серьезно просчитались. Это уже не красная линия, это стоп-сигнал для них».
Сергей Никифоров, пресс-секретарь президента Украины: «У нас нет информации о так называемых ночных атаках на Кремль, но, как неоднократно заявлял президент (Украины Владимир — прим. ред.) Зеленский, все имеющиеся силы и средства Украина направляет на освобождение собственных территорий, а не на атаку чужих».
Михаил Подоляк, советник главы офиса президента: «Украина ведет исключительно оборонительную войну и не атакует объекты на территории Российской Федерации».
«Приняли решение о введении с сегодняшнего дня запрета на запуск беспилотных летательных аппаратов в городе Москве, за исключением БПЛА, используемых по решениям органов государственной власти», — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
В Санкт-Петербурге также запретили полеты беспилотников вплоть до 15 мая. Филиал «Аэронавигации Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» сообщил изданию «Фонтанка», что «воздушное пространство закрыли в целях безопасности».