Экспертное мнение / 17 ДЕКАБРЯ 2024
Фонд «Бельканто» — сочетание творчества и инженерии
Татьяна Ланская:
“
Творческое обрамление Международной премии «Эксперт года» создали музыканты «Фонда Бельканто». Полтора десятилетия Фонд Бельканто занимается поддержкой уникальных культурных проектов, организацией фестивалей, мультимедийных концертов, литературно-музыкальных композиций и концертов классической музыки.
В беседе с руководителем Фонда и талантливой оперной певицей с проникновенным, чувственным сопрано Татьяной Ланской погружались в тонкости пересечения мира музыки и искусства.
В беседе с руководителем Фонда и талантливой оперной певицей с проникновенным, чувственным сопрано Татьяной Ланской погружались в тонкости пересечения мира музыки и искусства.
— Вы выбрали очень интересную модель творчества и бизнеса, обозначив свою деятельность как «Фонд Бельканто»? Расскажите об истоках и почему вы выбрали именно форму фонда, как организационную?
— Давняя история. Все начиналось с небольших камерных концертов для посольств с колоритными программами. Латиноамериканскими, например, мексиканскими. Это были музыкальные вечера в посольствах, с которыми мы до сих пор дружим — Европы, Латинской Америки и многих других.
“
Дипломатический корпус мог работать только с некоммерческими организациями и фонд, как организационная структура был предначертан самой формой сотрудничества
В ответ на наши выступления посольства привозили своих музыкантов, мы могли обмениваться опытом, вместе устраивать концерты. Это очень обогащало. А в процессе работы мы поняли, что социальные программы, которыми мы постоянно занимаемся тоже прекрасно ложатся в канву Фонда. Мы даем большое количество концертов для социально незащищенных. Был такой у нас проект — «Миллионный бесплатный билет», кажется мы его вручали в 2017 году. После этого мы просто перестали считать.
Благотворительностью занимаемся много. Проводим концерты в детских больницах. Например, при поддержке «Фонда Вера» в Морозовской детской городской клинической больнице Департамента здравоохранения города Москвы. Такие концерты важны не только для деток, но в первую очередь, наверное, они помогают родителям и персоналу немного переключиться со своей бесконечно сложной и трагичной работы и позволить себе насладиться музыкой.
Во время ковида у нас был проект «Герой нашего времени», где мы делали концерты для Министерства здравоохранения и для самых разных больниц.
Фото: редакция «Эксперт» Центр Аналитики.
— Фонд работает только со взрослыми профессионалами или вы помогаете молодым музыкантам?
— С музыкантами всех возрастов. Даем возможность молодым музыкантам или даже маленьким, играть во многих наших проектах. Понимаете, есть большая разница между тем, чтобы оттачивать свои способности на отчётных концертах или выходить на публику в роли молодого, но уже артиста. Даже педагоги отмечают какой стремительный прогресс начинают демонтировать дети и молодые музыканты, когда у них есть постоянная концертная практика. Именно так постепенно вырабатывается уровень профессионализма и мастерства.
Работаем мы и самыми маленькими, юными слушателями, которым фонд предлагает концерты литературно-музыкальных циклов «Интерактивное музыкальное представление для самых маленьких» и «Музыкальные сказки с песочной анимацией», классические концерты в сопровождении световых шоу или водной живописи эбру, основными площадками для которых служат замечательные московские музеи. Фонд Бельканто постоянно ищет такие места в разных районах столицы, которые интересны аудитории и как концертная площадка, и как самостоятельный культурный или исторический объект.
— Сложно было начинать свой собственный проект после музыкального образования?
— Был 2007 год, я уже закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных и каждую неделю у меня была новая программа, я только успевала учить. Это так захватывало, я привозила своих исполнителей и создавала разнообразные репертуары. И совершенно неожиданно в мою жизнь врывается орган. Заканчиваю аспирантуру и одновременно ищу концертмейстера — мой попал в больницу. И мне порекомендовали органистку Елену Михайловну Борисову. Она училась в Нижегородской консерватории и стала для меня отправной точкой к развитию этого направления. Мы вместе пришли к настоятелю храма Святого Людовика, который находится на Малой Лубянке и поговорили с отцом Бернаром, который сейчас уже давно живет и работает в Ватикане. Решили, что сделаем концерт. Я даже помню этот день — 31 июля первый органный концерт для дипломатического корпуса. Он имел большой успех, и мы стали продолжать.
Потом после смерти Елены Михайловны я нашла замечательную Юлию Лотову, жену Дмитрия Лотова. Она преподавала орган и продолжает это делать в МГУ, где создан чудесный органный класс. Юлия вырастила множество замечательных органистов, которые закончили, например, химический факультет, математический факультет, медицинский. А после ушли и стали заниматься музыкой.
“
Дело в том, что математика и музыка, особенно математика и орган идут вместе. Потому что орган — это инструмент особый. Это инструмент, в первую очередь координационный
Когда вы должны делать что-то одной рукой на одном мануале — другой, на другом, а ноги у вас в этом режиме играют что-то третье. Это выработка особых координационных навыков. Во-вторых, орган выключает разные регистры именно математики. Чтобы стать органистом — желательно изначально быть не пианистом, а математиком. Мы продолжили вместе делать органные концерты. Собор Петра и Павла со временем стал основной нашей площадкой.
Фото: редакция «Эксперт» Центр Аналитики.
— Есть ли специфика в органных концертах, которые стали так популярны в России?
— Да, безусловно. Во многих храмах Европы музыканты исполняют партитуры только в верхней части и не спускаются вниз. Предпочитают свободную простую одежу во время исполнения, а в конце программы надевают какой-то пиджак, чтобы сверху поклониться прихожанам. Публика наслаждается музыкой как формой медитации, закрывает глаза и растворяется в пространстве. Такая форма совместной молитвы.
Российская публика особая — в ней скрыта бешенная энергия. Она просто не может слушать музыку затылком и когда все исполнение начинается за спиной, то начинаются реплики от публики, движение. Им нужно видеть артиста, действа, движение и событийность на сцене.
— Расскажите о рождении проекта исполнение произведений под собственные мультимедиа инсталляции. Ведь вы тогда были одни из первых в России кто совместил сложную классику и трехмерное сопровождение?
— Да, это так и многие наши концерты сопровождаются мультимедийными художественными инсталляциями, в том числе и те, что проходят в старинном Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Фонд и собор связывает многолетняя дружба и сотрудничество и здесь наше основное место, где мы оттачиваем новые инсталляции.
А начиналось – со случайно полученного проектора и летающих кирпичей. Сейчас поясню. Мы проводим два больших фестиваля.
- Первый «Дорога в Рождество», который начинается в 1-й адвент, то есть приблизительно 1-й декабря, и заканчивается, как правило, либо в Рождество православное, либо в Крещение.
- Второй Международный Баховский фестиваль: «От Рождества до Рождества», который начинался 25-го Рождества и заканчивался 7-го числа. В рамках второго фестиваля нам достался проектор, и я обратилась к замечательному художнику, очень хорошо продающемуся на Sotheby’s, Константину Худякову. Я пела для него арии, а он выбирал картины. Но как любой творческий человек он по-своему трансформировал видение и вдобавок так затянул исполнение, что лишь в день мероприятия мы получили инсталляцию длинною всего в 1 минуту 30 секунд, где вместо картин была абстракция в виде летающих кирпичей. А концерт 70 минут. Пришлось искать срочно что-то в интернете и создавать самим видео ряд на оставшиеся 69 минут.
В какой-то момент выступления, я спустилась вниз и была совершенно поражена, что, когда исполнялось достаточно долгая сюита Баха, я вдруг увидела, что люди сидят и абсолютно в одно и то же время моргают. Это была для меня совершенно удивительная картина из книги «Джунгли», когда меняется кадр, люди синхронно делали движения глазами. Оказалось, что именно это трансформирует энергию зала и погружает даже не подготовленного слушателя в музыку, он перестает замечать все вокруг, даже самих блистательно исполняющих композицию музыкантов. И после этого мы стали создавать инсталляции самостоятельно. И в результате имеем то, что сейчас имеем.
В 17-м году возник проект «Звучащая полотна», кстати, начался совершенно по-другому. Нас пригласили сделать концерт совместный в ArtPlay, посвященный работам Микеланджело. Потом чего у нас только не было. Например, был совместный проект с Третьяковкой галереей, которая оцифровывала свои картины. Были инсталляции с работами Джексона Поллока, Василия Кандинского, с композициями Филипа Гласса, Максима Рихтера. Самыми популярными у публики в нашем проекте стали такие художники как Айвазовский, Да Винчи, Шагал, Мане. Возможно, потому что они сами очень эмоциональны — они как музыка.
Фото: редакция «Эксперт» Центр Аналитики.
— Какими из достижений особенно гордитесь?
— Вы не поверите, но каждым концертом по-своему, они все уникальные. Например, мы делали совершенно потрясающий концерт во время ковида, когда ничего было нельзя делать. Это была испанская программа, где мы оживляли полотна испанских импрессионистов. Я пела, а в зале присутствовал посол Испании, гости и все были заворожены. По итогу данной программы мы стали лучшим проектом в Европе во время ковида.
“
Позднее мы попали в Книгу рекордов Гиннесса России с проектом «Классика на высоте» — органными концертом на самой высокой точке в Москва-Сити на высоте 220, 25 метров
Среди несомненных удач можно отметить фестивали «Вивальди и К˚», «Дни Шопена в России», «Классика и джаз», «Шуманиана». Особенной любовью аудитории Фонда, которая с каждым годом становится всё больше, пользуются специальные проекты, посвященные музыкальной культуре различных стран: «Дни британской культуры в Москве», «Диалог великих культур. Россия — Франция», «Дни австрийской культуры», «Пять вечеров. Россия — Германия».
Ежегодными культурными событиями стали международные фестивали «Дорога в Рождество», «Шереметьевские сезоны в усадьбе Кусково», «Шедевр фирмы Зауэр», проходящий в Кафедральном соборе святых Петра и Павла, где установлен исторический орган «Зауэр» 1898 года. Впервые в России Фондом Бельканто представлена опера Моцарта «Заида» в постановке Романа Виктюка, а также состоялась мировая премьера иммерсивной оперы Пёрселла-Сергунина «Король Артур». В концертах принимают участие выдающиеся музыканты России, Европы и Америки, прославленные драматические артисты. Поэтому как можно сказать что из этого вызывает особенную гордость — все и именно в этом разнообразии талантов, форм, прочтений она и рождается.
— Есть ли сложность в организации подобных концертов и шоу? В чем состоит искусство организатора помимо таланта музыканта?
— В сочетании творчества и инженерии. За кадром остается колоссальная подготовка и практически инженерное проектирование всего от звучания в пространстве до работы с мультимедиа системами, светом, таймингом.
— Какие творческие планы у «Фонда Бельканто»?
— Открываем для зрителя тему этники. А вернее более правильным будет сказать расширяем ее, поскольку давно и успешно работаем с японскими барабанами, мексиканскими и испанскими инструментами. Мы начали сотрудничать с интересными музыкантами узбекскими, персидскими, африканскими.
Было бы интересно также сделать концерт на масштабной площадке амфитеатра под открытым небом, чтобы природные возможности раскрылись с помощью музыки и под звездами прозвучали великие музыкальные произведения, дополненные мультимедийной и световой инсталляции. Сочетание экологии, природного ландшафта и современных проекционных технологий с совершенной музыки. Планов так много, что обо всех и не рассказать. Но главное — это создавать.