Это счастье, когда жизнь в удовольствие
Екатерина Рождественская: «Я веду себя так, как считаю нужным, то есть я не подстраиваюсь под мнение окружающих, мне это неинтересно. Ну и, наверное, люди это чувствуют, потому что сейчас все у нас искусственное, все одноразовое, все не очень настоящее, меня это очень как-то пугает и огорчает»
Алексей Шевченко
КУЛЬТУРА / 03 июля 2023
Знойное лето — период отпусков, когда наконец-то многим удается больше читать. Мы рекомендуем совместить неспешное чтение с чашечкой чая, дело осталось за книгой. «Эксперт Северо-Запад» советует вам познакомиться с летней новинкой — «Призраки дома на Горького» Екатерины Рождественской. Наша редакция встретилась с автором, а по совместительству художником и декоратором — и дочерью великого поэта Роберта Рождественского, — чтобы узнать, что ее вдохновило на написание романа, какие личные обстоятельства легли в основу сюжета.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
1 и 3. Екатерина Рождественская.
2. «Приключения москвичей в Петербурге». С писателем Дарьей Донцовой и Мариной Каменевой, генеральным директором книжного магазина «Москва» перед ярмаркой на Дворцовой площади.
1 и 3. Екатерина Рождественская.
2. «Приключения москвичей в Петербурге». С писателем Дарьей Донцовой и Мариной Каменевой, генеральным директором книжного магазина «Москва» перед ярмаркой на Дворцовой площади.
— Екатерина, наша беседа проходит в самое отличное время для Петербурга — сезон белых ночей. Думал задать первый вопрос о книге, но не могу не отметить, как восхитительно выглядите вы и ваши стильные украшения…
— У меня все спрашивают: почему, а как, сколько десятков лет? Движение — больше ничего. Я вчера, к примеру, прошла семнадцать километров по Петербургу. Меня не радует, когда человек сидит. Когда я долго пишу, то обязательно куда-то должна выйти. Только движение. Сюда я приехала из Ростова, где тоже много ходила. У меня были сутки в поезде, да, я не ходила, но зато много написала. Хорошо, что я не умею петь, а то бы я спела для людей в поезде. Одним словом, движение — это жизнь и хорошие эмоции.
— Петь не буду просить. Лучше расскажите, о чем ваш новый роман «Призраки дома на Горького»…
— Для меня период конца 1970-х — начала 1980-х является крайне интересным. Это воспоминания о моей семье и о Москве. Она занимает большое значение в моей жизни, я ее очень люблю и всегда переживаю, интересуюсь ее историей, жизнью района. На тот момент наша семья переехала в новый дом на улице Горького в Москве.
Именно эти события легли в основу моего романа. Историю этого здания я узнала от нашего замечательного друга-архитектора. Он сказал, что дом принадлежал к числу элитных, его-то и приметила Екатерина Фурцева — тогдашний министр культуры СССР. Она сказала, что будет жить именно здесь, даже отслеживала будущих соседей. Екатерина Алексеевна хотела, чтобы это была элита: если артисты, то обязательно народные, заслуженные — это уже низшая каста, если военачальники, то не ниже генералов. Настал момент, когда в этом доме стали жить только те, кто был отобран полностью Министерством культуры.
Мы попали в этот дом совершенно не в «фурцевский» период. Шло время, там сменилось, наверное, несколько поколений, а мы въехали и обосновались в 1972-м году. Тогда с нами в подъезде жил Сергей Бондарчук со своей замечательной красавицей-женой Ириной Скобцевой. Еще там жили Владимир Басов и Наталья Селезнева. Помню, подъезды были построены специально для заслуженных физиков. Там до недавнего времени оставались замечательные двухэтажные домики, где раньше жили короли стеклодувного производства, и до сих пор там находят старые зеленые бутылки.
Мы живём уже в другом месте, но тем не менее то, что там происходит, сейчас меня очень волнует. Про мою книгу не могу сказать, что это автобиография, скорее по мотивам моей жизни. Хотя в ней намного больше моих воспоминаний, нежели, например, в книге «Шуры-муры на Калининском». Каждая моя книга так или иначе связана с каким-то периодом моей или папиной жизни.
— «Шуры-муры на Калининском» и новинка «Призраки дома на Горького» завершаются достаточно драматично. Это такой фирменный авторский прием?
— Знаете, я ничего не придумываю, это моя жизнь. И если люди думают, что все очень гладко у дочки великого поэта, что все на блюдечке с золотой каемочкой — абсолютно нет. Если бы я написала о темной стороне моей жизни, то многие просто не поверили бы. Так что, чтобы не писать такую книгу — эссенцию горя и ужаса, — я пишу так, как все происходило, поэтому перед читателем — непридуманная история, так и было на самом деле. Извините, вот так бывает. И этим я решила закончить книжку, потому что у меня наступил потом другой период. Я жизнеописатель. Это не роман, не философствование, это то, что было у меня в жизни, поэтому вот так.
— В новой книге совсем нет снобизма, даже налета. В наше время удивительно…
— А почему это удивительно? Я пишу, как разговариваю, я не придумываю слова, не хочу казаться умнее. Просто сейчас, наверное, когда люди себя естественно ведут, а мне это досталось по наследству, это кажется странным. Я говорю все, что я думаю. Я веду себя так, как считаю нужным, то есть я не подстраиваюсь под мнение окружающих, мне это неинтересно.
“
Ну и, наверное, люди это чувствуют, потому что сейчас все у нас искусственное, все одноразовое, все не очень настоящее, меня это очень как-то пугает и огорчает.
Но существуют еще, остались какие-то интуитивные моменты или воспоминания о том, как, по идее, должно быть, как заложено природой в человека. И вот люди к этому стремятся — кто-то сознательно, кто-то бессознательно. Наверное, они находят что-то в этом абсолютно простом бытоописании. У меня нет каких-то особых сюжетов, нет ничего сверхъестественного. Просто вот жизнь, простая обычная жизнь большого советского поэта. Но она все равно была простая, обычная и бытовая. Это будничные истории, отношения между людьми, так что все, по-моему, очень просто.
— Знаем, что вы долго работали над обложкой и названием. Было много идей…
— В обложке принимали участие три человека: я, Женя Маргулис, который помог мне в прошлом названии «Шуры-муры на Калининском», уже знаю, что он спец на такие броские слова. Спросила: «Жень, вот у меня есть набор слов: призраки, Горького, дом. Надо соорудить из этих слов что-то такое». Потому что у меня были варианты «Призраки улицы Горького», «Призраки в доме на Горького» — в общем, как-то это не ложилось. Он сказал: «Призраки дома на Горького» — очень хорошо.
Потом у меня были небольшие трудности с оформлением. Подключился отдел продвижения издательского дома «Питер». Я писала об этом в своих соцсетях, выкладывала какие-то варианты. Мне очень нравится бирюзовый цвет, я хотела, чтобы книга была бирюзовой. И третий человек, который, в общем, завершил облик книги, — Саша Розенбаум, который говорит: «Давай кирпичный. Вот кирпич как в „Крестах“». Улыбнулась и говорю ему: «То есть ты хочешь сказать, как в Кремле?», он говорит: «Ну ладно, пусть будет как в Кремле». Теперь кирпичная обложка у книги, такая вот работа трех друзей.
— Книгоманы согласятся, что каждое издание имеет собственный запах. Какой аромат у «Призраков дома на Горького»?
— Я не знаю, пахнет ли нежность, но это именно она. Книга достаточно веселая, но есть и грустные моменты. Она показывает, какой легкий образ жизни мы вели, легкий в хорошем смысле этого слова. У нас был открытый дом, все время бывали гости. И какие! Арно Бабаджанян, Оскар Фельцман, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев, Александра Пахмутова; Эдита Пьеха, когда приезжала в Москву, обязательно бывала у нас, потому что она пела очень многие папины песни, и папа ее очень ценил. Эдита ему очень нравилась, ведь она была безумно красивая в тот период, хотя она и сейчас хороша собой. После концертов, которые были или в Колонном зале Дома Союзов, или в гостинице ГЦКЗ «Россия», все приходили к нам, потому что мы жили близко, в шаговой доступности от этих мест.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
«С родителями и сестрой — Роберт, Алена и две дочери, Катя и Лиска»
«С родителями и сестрой — Роберт, Алена и две дочери, Катя и Лиска»
Они приходили к нам поговорить, обсудить: «А ты видел, с кем он пришел? А ты знаешь, на ком он женат?» И такие разговоры были тоже, потому что все люди несмотря на то, что они великие, все равно люди. Начинались такие замечательные импровизированные застолья в районе десяти-одиннадцати часов вечера. Все были усталые, но бабушка сразу просила меня в помощь на кухню, мы начинали готовить всегда из топора, потому что в то время не было большого разнообразия в еде. И, тем не менее, мы всегда что-то придумывали. У нас была забита морозилка, когда папе приносили заказ, вернее, он куда-то ездил в продуктовый, писательский. У нас всегда с собою была наша лимонная водка, которую мама с бабушкой готовили впрок, и это было самым главным нашим кушаньем.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
Обычный «звездный» список гостей на день рождения Роберта Рождественского.
Обычный «звездный» список гостей на день рождения Роберта Рождественского.
Начинались обсуждения, а где обсуждения, там и песни. Накрывалась скатерка на нашем большом рояле, он всегда находился в гостиной, и это не было кощунством, понимаете? Я представляю, что многие музыканты могут подумать: «Фи, как можно: рояль, еда, выпивка — это невозможно», — ничего, сам Арно Бабаджанян помогал накрыть наш импровизированный стол на рояле. Фельцман нес блюда с кухни. Все было нормально. И потом садились играть, отодвигали эту скатерку, наши закуски нехитрые, и начиналось, собственно, самое важное — пели новые песни, которые всегда исполнялись под утро. Папа читал стихи, потому что он всегда проверял на своих друзьях новые произведения. И жили прекрасно, жили именно так.
“
С большим уважением отношусь к фамильным традициям, и мне это все очень нравится, и, собственно, люди к этому тянутся, им этого не хватает.
Я сейчас пытаюсь как-то продолжить традицию, потому что она уходит, к сожалению. Легче пригласить, я понимаю, людей куда-то в кафе или вызвать кейтеринг. Может быть, как-то, не знаю, тематически, может быть, что-то такое из семейных рецептов. Я все время пытаюсь придумать что-то, чем можно удивить людей, потому что у меня есть основы, я привыкла к этому. Сейчас все не очень настоящее, сейчас большинство предметов и отношений — одноразовые, а мне хочется стабильности.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
«Снова мама и дочка — Алена и Катя»
«Снова мама и дочка — Алена и Катя»
— А чем примечателен вкус той эпохи?
— Я думаю, что это какие-то запретные дела. То, чего нельзя было. То, чего не хватало в магазинах. То, чего нельзя было слушать, то, что нельзя было читать. Поэтому, наверное, это, скажем, начало «Машины времени». Это финский сервелат, шелк, джинсы. Я не люблю философствовать, но именно это то, что меня связывало с бытовой жизнью.
Папа ездил часто за границу, не было в этом никакого секрета. Раньше я всегда ждала, когда они приедут. Они ездили «Аэрофлотом» и привозили одноразовые вилочки, ножи, это было в диковинку. Соль и перец в таких маленьких пакетиках, и это было тоже подарком, потому что необычно. Когда мне папа привозил, к примеру, лаковые туфли — это было для меня счастьем. Запах «Красной Москвы», французских духов или «Toblerone» — швейцарского шоколада, который треугольничками отрывался. Все это приносило минуты радости!
— Но была еще одна радость: свадебное платье от самого Ива Сен-Лорана. Сам факт, что это не просто прет-а-порте, а настоящий кутюр. Мечта любой девушки. Как возможна такая сказка в серые советские времена?
— Все просто. Это был хороший папин друг, с которым они познакомились еще в 1968 году, по-моему, на Каннском фестивале. Такой меценат французский, не помню, насколько он был русский, но еврейская кровь там была точно, говорил по-русски, воевал в Алжире. С такой богатой биографией. И он писал немножко стихи, поэтому папу очень заинтересовал. И завязалась дружба, которая длилась до самого ухода. И папа его тогда и пригласил на свадьбу, спросив, что молодым подарить, и я, естественно, сказала: «Платье, платье…», потому что мне не хотелось снимать тюль с кухни, чтобы фату делать.
Я помню запах этого наряда, этот трепет, когда ты открываешь большую красивую коробку и там лежит вот это чудо… Совершенно непонятно. Мне кажется, сейчас это было бы странным сочетанием: набивной бархат белый, пончо сверху было, обшитое каким-то пухом и с двумя розовыми пионами. Но поскольку мне было-то всего, господи, восемнадцать лет… Все люди прям смотрели, потому что это было совершенно нестандартно. Это выбивалось из всех канонов свадебной советской моды. И, конечно, это был фурор.
— А платье сохранили?
— Платье сгорело. У нас же был пожар. Ну сгорело и сгорело, ничего страшного.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
«Самая обворожительная невеста Москвы и то самое знаменитое свадебное платье»
«Самая обворожительная невеста Москвы и то самое знаменитое свадебное платье»
— Но есть вещи, которые не горят. Например, неоценим вклад вашего отца в литературу. И речь идет не только о его замечательной поэзии.
— Папа часто говорил маме: «Я хочу еще сделать что-то помимо стихов». И он это сделал. Он вытащил из забвения поэтов Серебряного века. Когда стал секретарем Союза писателей, ему открылись многие кабинеты. Он пробил дом-музей Марины Цветаевой в Москве, который раньше никак не разрешали или хотели взять подо что-то другое. Он стал председателем комиссии по наследию Мандельштама, стал редактором первой книги Высоцкого, которой тоже никогда бы не получилось, если бы он не занимал эти должности. Поэтому для кого-то это была какая-то карьерная ступенька куда-то выше, для него это было открытие людям новых, можно сказать, гениальных поэтов, потому что для ряда поколений эти имена не говорили ни о чем.
— Время — лучший судья. Все расставлено по своим местам. А сейчас вы много отдаете сил популяризации творчества шестидесятников.
— Да, абсолютно. Мы с сестрой довольно много проводим мероприятий, где звучат произведения не только папы, но и других поэтов того периода. Например, когда я провожу какие-то концерты папины или когда я выступаю там, на Алтае, где он родился, я всегда говорю «шестидесятники», я не выпячиваю отца. Они жили в одно время, в одном географическом месте. Они работали в принципе по-разному, но в одном направлении, поэтому мне надо, чтобы их помнили. Мне надо, потому что ассоциация всегда есть: где Рождественский, там Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина. Он был великим при жизни, он великий, и его будут помнить люди.
Но через какое-то время я стала понимать, что эта фамилия звучит реже, что там, его стихи уже по радио не передают, что песни меньше поют, и мы стали с сестрой активно работать. Я вообще не люблю вылезать на сцену, но я поняла, что, если я не буду делать концерты, если не открою музей на Алтае, если не буду привозить туда знакомых и делать концерты, то все канет в Лету… Алтай — родина и место силы папы. Я понимаю, чем он питался там… Поэтому мы сейчас очень много делаем, чтобы были какие-то такие всплески. Так что он есть, он с нами.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
«Юрмальская рыбалка с Муслимом Магомаевым»
«Юрмальская рыбалка с Муслимом Магомаевым»
— «Человеку мало надо. Лишь бы кто-то дома ждал». Отношения ваших родителей считаются эталонными. Говорят, одна из самых красивых пар советской Москвы.
— Я видела, как отец совершенно обожает маму; как мама абсолютно изменяется, когда он проходит мимо, когда касается ее. Я видела, как от них все время шли искры. Когда они находились вместе, было такое ощущение, будто они излучают сияние. Поэтому им не надо было воспитывать меня. Я видела, что это любовь нашей маленькой квартирки. И вообще я считаю, что это была одна из самых больших историй любви двадцатого века, о которых особо никто не знает. А я в этом росла.
Фото из семейного архива Екатерины Рождественской.
Особые «Рождественские взгляды» — Роберт и Алена (родители)
Особые «Рождественские взгляды» — Роберт и Алена (родители)
— Кухня и кулинария. Еще один важный аспект вашей жизни…
— Да. Я хлебосольная хозяйка. От меня так просто нельзя уйти: всегда с пирожками, с гостинцами, потому что я дома не оставляю, я все время это все раздаю. Как, собственно, бабушка всегда моя делала. У нас в детстве лежали подписанные пакетики: «Раюше», «Мишане», и это все уносилось. У меня то же самое. Люблю простые блюда. Жареная картошка, ну, а как иначе? Основа вообще всего. По традиции у нас в семье жарят на смеси сливочного и растительного масел. Балую себя сладеньким, соленым. Представляете? Обожаю докторскую колбасу. Так что поклонникам ЗОЖ — наш большой привет!
—«Человеку мало надо. Утром свежую газету». Как проходит ваш рабочий день?
— Любимое место в доме — это машина, когда я куда-то еду. Особенно пробки обожаю, ну и дома по утрам пишу на кухне. Фоном советская музыка. Иногда несколько дней не пишу, у меня не зудит, но я понимаю, что получаю удовольствие, когда меня никто не подгоняет. Мне просто в кайф, мне хочется, мне нравится, меня зовет труба. Поэтому я с большим удовольствием работаю, в любое время дня и ночи. Это не работа для меня, это удовольствие. Это вообще счастье, когда жизнь в удовольствие. Я фотографировала, снимала, ходила двадцать лет в такое удовольствие. Думала: «Господи, мне еще и деньги за это платят, а это я должна платить». А сейчас совершенно другое удовольствие, даже больше. Я, видимо, это все накапливала и пришла вот именно к этому: сижу, пишу — шикарно, даже интереснее.