Top.Mail.Ru
  • USD Бирж 1.06 +8110.77
  • EUR Бирж 13.74 +81.57
  • CNY Бирж 29.48 +-15.72
  • АЛРОСА ао 52.63 -0.02
  • СевСт-ао 1208 -1.4
  • ГАЗПРОМ ао 129.83 +-0.17
  • ГМКНорНик 114.28 +-0.24
  • ЛУКОЙЛ 6976 +-24
  • НЛМК ао 131.8 -0.6
  • Роснефть 472.9 +-4.1
  • Сбербанк 249.41 +-1.54
  • Сургнфгз 25.475 +-0.17
  • Татнфт 3ао 564.2 -0.8
  • USD ЦБ 99.94 100
  • EUR ЦБ 105.46 105.71
Вопрос В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ
Олег Иванов
КУЛЬТУРА / 04 ИЮНЯ 2024
Содержание
ЧАСТЬ 1
Вопрос в благородном семействе
После поручения Президента РФ правительству обеспечить разработку, утверждение и реализацию программы сохранения объектов культурного наследия народов РФ на период до 2045 года в Минкультуры принялись за проработку стратегии. С 2025 по 2030 год в рамках этой программы на восстановление объектов культурного наследия будет выделено из федерального бюджета 51 млрд рублей. Программа будет осуществляться при участии акционерного общества «ДОМ.РФ», которое по планам должно вместе с инвесторами привести в удовлетворительное состояние не менее 1 тыс. объектов культурного наследия.
Радостные вести о том, что проблемой наконец занялись всерьез на федеральном уровне, вызывают у петербургских градостроителей, профессионалов строительного рынка и неравнодушных горожан не сколько радость, сколько опасение
Чем больше денег и преференций будет в этом секторе, тем больше проблем они ожидают. Прежде чем принимать федеральные деньги, нужно разобраться со всей дорожной картой работы с объектами культурного наследия и создать максимально бесшовные пути реализации сложных городских проектов с привлечением частных инвестиций и понятными правилами игры.
На сайте администрации города выложен документ под названием «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» (постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 01.11.2005 № 1681).
Методов вечного сохранения не существует. Главная задача — приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения.
Методов вечного сохранения не существует. Главная задача — приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения.
Седьмая глава многостраничного труда «Угрозы и риски физической утраты (разрушения) архитектурного наследия Санкт-Петербурга» Петербургу дается последние годы сложно. Постоянные пожары, возникающие вдруг и уничтожающие объекты культурного наследия дотла, строительство новых, которое заканчивается недостроем. Перечисленные в седьмом пункте проблемы: «неуместное новое строительство в исторической среде, неправильный режим эксплуатации зданий, пожары, вандализм и другие агрессивные действия» — все это чудесным образом случается в городе.
ЧАСТЬ 2
Проблемы сохранения объектов культурного наследия
Когда, как не в рамках ПМЭФ, говорить о вещах стратегически важных. Для Петербурга тема сохранения истории города, культурного, архитектурного и исторического наследия является самой важной и самой больной. На примере отдельно взятого объекта редакция «Эксперт Северо-Запад» проследила неудавшийся путь сохранения архитектурного наследия. И поскольку история объекта еще пишется в кабинетах и судебных заседаниях, возможно, итогом обращения к теме будет хотя бы частичное решение вопроса с этим и другими объектами Петербурга, то внезапно возгорающимися, то много лет, как Конюшенное ведомство, разрушающимися на наших глазах.
Одна из основных проблем заключается в последние годы в том, что в Санкт-Петербурге реставрация архитектурного наследия превратилась в приложение к строительному бизнесу
Одна из основных проблем заключается в последние годы в том, что в Санкт-Петербурге реставрация архитектурного наследия превратилась в приложение к строительному бизнесу
Существующая программа передачи памятников культурного наследия «Рубль за метр» для успешной реализации должна быть поддержана законодательной системой, которая инвестиции в сохранение и реставрацию объектов культурного наследия сделала бы выгодными. Сейчас же они сначала выставляются по рыночной стоимости, их приобретает собственник, и только когда здание будет полностью отреставрировано, оно (здание) в период льготной аренды по рублю за квадратный метр.
Вторая проблема — отсутствие жесткого контроля государства за выполнением этих работ. Объект переходит в частные руки, и за строительным забором начинается сначала бурная деятельность, восстановление, а затем череда судебных тяжб и недострой.
Вторая проблема — отсутствие жесткого контроля государства за выполнением этих работ. Объект переходит в частные руки, и за строительным забором начинается сначала бурная деятельность, восстановление, а затем череда судебных тяжб и недострой.
В результате при проверке выясняется, что реставрировали не так и объект уже в таком состоянии, что восстановить его невозможно. У одного инвестора забрали, другого не нашлось. Такую судьбу имеют Конюшенное ведомство, здание Невской мануфактуры на Октябрьской набережной, обрушенные крыши исторического завода «Красный треугольник», СК «Юбилейный» у «Спортивной», дворец Игеля, особняк Брусницыных, фабрика Мельцера — перечислять можно практически бесконечно.
На сегодняшний день в городе на Неве более 10 тыс. памятников. При этом подход к составлению этого списка носит странный характер — на охранной карте то появляются неизвестные объекты, спорные по своей архитектурной ценности, то вдруг исчезают известные историко-культурные памятники.
Третья и основная — уровень профессионализма тех, кто берется за создание сложных объектов, не имея соответствующей квалификации или не понимая всей сложности работы с объектами культурного наследия. И здесь профессионалы и градостроители бьют в набат.
Третья и основная — уровень профессионализма тех, кто берется за создание сложных объектов, не имея соответствующей квалификации или не понимая всей сложности работы с объектами культурного наследия. И здесь профессионалы и градостроители бьют в набат.
Одна из историй инвестирования может быть показательным кейсом и для других проектов. Пожара на ней пока не случилось, но предпосылки к тому, что придется в какой-то момент уничтожать улики, есть. Речь идет о фабрике Мельцера и об одном из самых резонансных за последние годы объектов строительства элитарной недвижимости, возводимых в окружении пяти объектов исторического наследия на Петроградской стороне. Окончания этого строительства с нетерпением ждут и город, и сами инвесторы, и жители близлежащих домов, и градозащитники. Все заинтересованы в максимально быстром введении в эксплуатацию многострадального объекта, история строительства которого и кипящих страстей вокруг достойна пера Шекспира, начиная с исторического очерка и заканчивая детективными деталями.
ЧАСТЬ 3
История места
На месте будущего жилого комплекса ранее находился архитектурный комплекс зданий известный как мебельная фабрика Ф. А. Мельцера. Именно здесь производилась уникальная мебель, которая теперь хранится в коллекциях многих музеев, в том числе и Эрмитажа. В 2001 году здания были включены КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Экспертизу по фабрике Мельцера, как объекту культурного наследия, выполняли Борис Михайлович Кириков, уже ушедший из жизни, и его супруга — крупнейший специалист в области промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц.
Экспертизу по фабрике Мельцера, как объекту культурного наследия, выполняли Борис Михайлович Кириков, уже ушедший из жизни, и его супруга — крупнейший специалист в области промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц.
Маргарита Штиглиц
Доктор архитектуры, профессор, вице-президент ICOMOS-Россия, академик (действительный член) РААСН, член президиума СПб ГО ВООПИиК, действительный член Всемирного клуба петербуржцев
«Фабрика принадлежала семье Мельцер. Промышленное предприятие сыграло важную роль в архитектурно-художественной жизни дореволюционной России. Роман Федорович Мельцер был придворным архитектором в конце XIX — начале XX века. Его произведения — шедевры модерна на Каменноостровском проспекте и Каменном острове. Территория бывшей мебельной фабрики Мельцера занимает участок между набережной реки Карповки, Каменноостровским проспектом и выходит на улицу Профессора Попова. Фабрика занималась созданием мебели и элементов интерьера для великокняжеских особняков. Братья Мельцер сами работали над проектами создания дворцовых интерьеров для Зимнего дворца, Аничкова и Александровского дворцов, Царского Села.

Мебельно-столярная фабрика Ф. А. Мельцера - Торговый дом «Мельцер Ф. и К» – Производственный корпус, 1924г. Источник: citywalls (Госкаталог)

Письменный стол, изготовленный на мебельно-столярной фабрике Ф. А. Мельцера. 1890-е гг. Красное дерево, бронза. Источник: citywalls.
При строительстве нового объекта необходимо было сохранить архитектурный комплекс, к которому сегодня относится кирпичный корпус, созданный архитектором Эрнестом Мельцером, по улице Профессора Попова и корпус по Карповке — работа архитектора Вильгельма Шауба, еще одного признанного мастера модерна. Угловое здание — дом Корлякова — пример архитектуры первой трети XIXвека, также представляет историческую и архитектурную ценность. Фасад по Каменноостровскому — кинотеатр «Гранд Палас» — образец одного из немногих частично сохранившихся отдельно стоящих зданий кинематографов 1910-х годов в Санкт-Петербурге, выполненного в стиле неоклассицизма. Были еще внутренние корпуса, но к тому моменту они были уже очень сильно перестроены и при начале строительства удалены.
Такая разнообразная застройка составляет сегодня единый комплекс объектов культурного наследия, который необходимо сохранить в рамках создания нового архитектурного решения
Конечно, плохо сказывается на процессе постоянная смена инвесторов. Необходимо, чтобы проектом занялись профессионалы, имеющие опыт реставрации объектов культурного наследия и их бережного сохранения при соседстве с новыми постройками. Текущему застройщику можно только пожелать завершить объект. В этом все заинтересованы».
ЧАСТЬ 4
Начало строительства
Разрешение на строительство элитарного ЖК на месте фабрики первая компания-инвестор получила в 2016 году. В документах объект значится как «Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, подземным паркингом и встроенными ДОУ семейного типа, с реставрацией и приспособлением объектов культурного наследия для современного использования».
Этапы реставрации и изменения архитектурного ансамбля. Споры и протесты
Предполагалось, что клубный дом создаст единый ансамбль с окружающими его памятниками архитектуры. В новом проекте планировалось отреставрировать и приспособить под современные нужды памятники архитектуры: дом Корлякова, производственный корпус фабрики Мельцера, дымовую трубу и здание кинематографа «Гранд Палас», а также возвести новое жилое здание.
Первым инвестором и застройщиком объекта стала уважаемая в городе компания, но с отсутствием опыта строительства подобных сложных проектов премиум-класса в окружении объектов культурного наследия. Руководство компании сразу заявляло о необходимости поиска соинвестора.
В январе 2014 года с землей сровняли корпуса мебельной фабрики Мельцера, не имеющие охранного статуса. Начались протесты градозащитников. Первый инвестор и подрядчик вместе провели оперативные мероприятия согласно проекту архитектурной студии, успешно провели работу по сохранению ОКН дом Корлякова. Результат работ был сдан КГИОПу. Дом удалось спасти, началась дальнейшая работа. Но, к сожалению, компания-застройщик выставила проблемный актив на продажу и свернула деятельность.
Затем уже проблемный комплекс объектов вместе с ОКН перешел к другому инвестору. Оказалось, что это его первый опыт девелопмента, строительства и сдачи подобных объектов. Компания никогда не сталкивалась с объектами культурного наследия ранее, но проекту нужен был инвестор, и никто не обратил внимания на эти важные вещи.
Новая команда встретилась с градозащитниками, продолжила диалог с жителями близлежащих домов, провела серию встреч с журналистами. Начиналось все за здравие и с надеждой на светлое будущее. Но потом в процессе стройки все пошло по другому плану. Появилась дополнительная проектная документация, которая, как позднее выяснится, шла вразрез с первоначальным проектом. Градозащитники обратили внимание, что у новой компании, выполнявшей доработку документации, на сайте нет описания опыта работы со сложными архитектурными градостроительными комплексами и документов, подтверждающих возможность работы с объектами культурного наследия.
ЧАСТЬ 5
Хождение по мукам
11 лет жители близлежащих домов 25 и 53 по Карповке и Каменноостровскому проспекту ведут неравный бой за сохранение своего собственного жилья. Трещина в одной из парадных дома, появившаяся во время возведения элитного ЖК с двухэтажным подземным паркингом, проходит через все пять этажей. Градозащитники бьют в набат на протяжении всего строительства.
Еще в самом начале эпопеи жильцы домов обратились к городским депутатам, писали письма во все инстанции и даже президенту. Ответы бережно хранят и уверены, что ничего не изменится, потому что ни одна бумага, ни один снятый СМИ репортаж не привели ни к чему.
Еще в самом начале эпопеи жильцы домов обратились к городским депутатам, писали письма во все инстанции и даже президенту. Ответы бережно хранят и уверены, что ничего не изменится, потому что ни одна бумага, ни один снятый СМИ репортаж не привели ни к чему.
Депутаты направили запрос губернатору города Александру Беглову, письмо, написанное президенту, было отправлено обратно в Петербург, все дали поручения ниже, где их никто, судя по всему, исполнять не стал. Прекрасная формулировка из письма депутатов, где они указали, что «строительство комплекса сопряжено с нарушениями законодательства о градостроительной деятельности, об охране объектов культурного наследия, а самое главное — существенно ущемляет права и законные интересы людей, проживающих в соседних многоквартирных домах, также являющихся объектами культурного наследия», так и осталось в разделе эпистолярного жанра.
Если первые застройщики пытались начать расселение близлежащих пострадавших домов и уже выкупили пять квартир в 25-м доме, то новый хозяин стал использовать их под свои нужды и о расселении больше не заявлял. Состояние домов продолжило ухудшаться, трещины расти.
При этом новый инвестор и застройщик в самом начале работ очень активно взялся за проект и пытался договориться с жильцами, начал нанимать подрядчиков для сохранения оставшихся флигелей. У жителей появилась надежда. Была нанята компания, которая должна была следить за маячками, установленными на близлежащих домах, и в случае реальной опасности остановить строительные работы. Но уже давно за маячками никто не следит, а строительство остановлено.
При этом новый инвестор и застройщик в самом начале работ очень активно взялся за проект и пытался договориться с жильцами, начал нанимать подрядчиков для сохранения оставшихся флигелей. У жителей появилась надежда. Была нанята компания, которая должна была следить за маячками, установленными на близлежащих домах, и в случае реальной опасности остановить строительные работы. Но уже давно за маячками никто не следит, а строительство остановлено.
/комментарии жителей
Анна Константинова, жительница дома 25
«Если с домом 53 застройщик заключил соглашение и пообещал устранить проблемы в обмен на то, что они не выступают с критикой, то наш 25-й дом остается вне этой истории. Несколько месяцев на стройке нет активных работ. Наш дом и так был без капитального ремонта, а еще и получил дополнительные деформации.
В 2017 году был сделан ремонт фасадов, но после начала строительства по фасаду пошли трещины. Нанятая для надзора компания, которая должна следить за установленными маячками, имеет ограниченные ресурсы и ставит только два маячка на квартиру, хотя трещин гораздо больше. Именно такое количество щелемеров оплатил, по их словам, застройщик. Жилкомсервис поставил бетонные маяки, которые треснули через какое-то время, и дальше их тоже никто не отслеживает. Последние бетонные маяки были установлены в марте 2023 года. Сейчас никакой мониторинг не ведется.
В конце октября 2023 года подрядчик от застройщика начал ремонт двух из трех парадных нашего дома. На полу по всем этажам частично сбили метлахскую плитку. В конце декабря подрядчик раскрыл трещины на фасадах до кирпича, и только после наших многочисленных жалоб и подрядчику, и в управляющую компанию через несколько недель трещины закрыли шпаклевкой. Мы обращались в КГИОП, но нас отослали к эксперту, который занимается сейчас одновременно и предоставлением отчета, и авторским надзором в КГИОП о ходе работ и является сам подрядчиком, его же команда должна вести ремонт парадных. Получается, он сам все делает и сам себя контролирует.
  • По документам все в порядке, и никак повлиять на эту ситуацию не удалось. Мы отправили письма президенту, в Администрацию Санкт-Петербурга, прокуратуру, Стройнадзор, Жилищную инспекцию, два письма в Следственный комитет, но ничего не происходит.
  • Все письма спускаются на уровень города, затем администрации Петроградского района и там остаются мертвым грузом. Официального ответа о судьбе нашего дела, которое было заведено при первом обращении в Следственный комитет в 2022 году, мы так и не получили.
  • Глава Петроградской администрации отказался от встречи с нами, его заместитель лишь предоставил кабинет для разговора застройщика и жильцов. Больше никакой помощи нам в администрации не оказали.
  • Мы как-то договорились, со стороны застройщика нам начали делать парадные, но и этот процесс остановился.
  • Идет восьмой месяц ремонта. На фасаде частично сбили штукатурку, вместе с маячками убрали щелемеры, залили трещины, причем все это было сделано зимой и по сомнительной технологии. Трещины остались, в том числе и сквозные.
Мы устали от бесконечного ожидания, и сегодня с нами никто не ведет диалог. О нас писали СМИ, приезжали депутаты, был, казалось бы, продуктивный диалог с застройщиком, но по итогу ничего не сдвигается с места».
/комментарии жителей
Марк Захаров, житель дома 25
«У нас дом изгой во всей этой истории. Когда началась стройка и затрещали фасады, мы начали писать во все инстанции куда только могли — никакого результата и везде в документах «нарушения не выявлены» или «выявлены минимальные нарушения». Профильные государственные чиновники ссылаются на постановление Правительства от 19.03.22 № 336 о мораториях на проверки и сообщают, что они временно приостановлены. К нам приезжало телевидение, печатные СМИ. Пытались что-то сделать депутаты. Советовали сделать свою независимую экспертизу, но для этого нужно больше полумиллиона, и собрать эту сумму не удалось.
На фото: проект парадной (ремонт, который обещали) – слева, текущее состояние (ремонт, который сделали) – справа
В доме всего 35 квартир, из них первым инвестором были выкуплены пять квартир, а потом при смене застройщика этот процесс расселения остановился. В результате нам наконец поставили маячки в квартирах, на фасадах, обещали отремонтировать парадную, но до сих пор это не сделано.
Трещины по дому продолжают идти, часть из них сквозные. Все обещания от застройщика по ремонтам давались в Следственном комитете в прошлом году в присутствии нескольких свидетелей
– уточняет Марк Захаров
Нам обещали ремонт фасада дома, ремонт парадных лестниц, квартир, пострадавших во время строительства, или, как альтернативу, выплату компенсаций. Ремонт в парадных начался в октябре 2023-го и только в двух из четырех парадных, но так и не завершился. На некоторых этажах плитку сняли, но дальше ничего не продолжили — в темноте можно ноги переломать. Про остальные обещания все забыли. Так и живем в недострое и неопределенности».

Концепция реставрационный работ парадной. Фото: предоставлены жильцами дома номер 25

На фото: проект парадной (ремонт, который обещали) – слева, текущее состояние (ремонт, который сделали) – справа
Анна Фрадкина, житель дома 53
телеведущая
«Жители дома 53 уже не жалуются, не противостоят, а просто ждут окончания строительства и исполнения обязательств. С застройщиком удалось договориться на выполнение ряда работ. Были проведены мероприятия по укреплению подвала, некоторым жителям были сделаны ремонты внутри квартир, договорились о возмещении расходов по окончании строительства. Мы надеемся на приведение всех территорий в порядок — и нашей придомовой, и бывшей фабрики Мельцера.
Можем пожелать застройщику только преодоления этих проблем и исполнения своих обязательств, в том числе перед нами, поскольку благополучие компании-застройщика является гарантией исполнения обязательств перед нами
– уточняет Анна Фрадкина
Конечно, в сложившейся ситуации, если будет приходить новый инвестор, хотелось бы, чтобы он понимал всю сложность предстоящей работы, имел опыт вывода из кризиса подобных проектов, известность, репутацию и соответствующий размаху проблем объем инвестиций».
За кадром остались комментарии других жителей близлежащих домов, но в целом все они свелись к тому, что безысходность сложившейся ситуации продолжится не только у тех, кто уже пострадал от этой ситуации, но и у будущих дольщиков, купивших квартиры в элитарном комплексе.
За кадром остались комментарии других жителей близлежащих домов, но в целом все они свелись к тому, что безысходность сложившейся ситуации продолжится не только у тех, кто уже пострадал от этой ситуации, но и у будущих дольщиков, купивших квартиры в элитарном комплексе.
Отдельная драма и борьба за сохранение остатков истории развернулась между подрядчиками и застройщиком. Последний отказался оплачивать уже произведенные работы, и начались бесконечные судебные дела.
Не углубляясь во все судебные перипетии вокруг нового инвестора, уверенным шагом идущего к кризису, обратим внимание на линию взаимных исков к друг другу текущего застройщика, бывшего генподрядчика и одного из подрядчиков. Началась тяжба в 2020 году. Подрядчик требовал через суд взыскать сумму за выполненную работу по реставрации и приспособлению объектов культурного наследия.
Предметом спора оказались работы по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Постройки мебельно-столярной фабрики Ф. А. Мельцера» (производственный корпус), расположенного на земельном участке капитального строительства жилого комплекса. Сумма раздора по мерам масштабной стройки незначительная — около 35 млн рублей.
Интерес представляет другое — тут уже сам подрядчик встал на строну градостроителей и ратовал за качество исполнения и сохранение архитектурного объекта. Через суд он пытался обратить внимание системы на то, что стройка ведется со всеми возможными нарушениями и даже тот объект, который они сами реставрировали, на сегодняшний день, уже не по их вине, находится в плачевном состоянии без крыши. А чтобы не платить денег, применяются ухищрения, вплоть до разрушения части объекта.
В ходе череды судебных заседаний выяснилось, что волнения подрядчика, мягко говоря, небеспочвенны. В процессе судебных тяжб подрядчик узнал, что заказчиком была назначена новая компания для выполнения уже проделанных работ, а проведенные впоследствии экспертизы показали, что на объекте действительно проблемы.
В рамках работы регионального государственного строительного надзора 30 марта 2022 года главным специалистом Отдела надзора за строительством, реконструкцией объектов Правобережной зоны Санкт-Петербурга была проведена выездная проверка объекта.
По результатам проверки установлено, что «конструкция междуэтажных перекрытий в приспосабливаемых объектах культурного наследия выполнена с нарушениями, влияющими на конструктивные характеристики надежности и безопасности здания. Которые, в свою очередь, идут вразрез с первоначальной проектной документацией, прошедшей согласование КГИОПа и утвержденной Главгосэкспертизой».
По результатам проверки установлено, что «конструкция междуэтажных перекрытий в приспосабливаемых объектах культурного наследия выполнена с нарушениями, влияющими на конструктивные характеристики надежности и безопасности здания. Которые, в свою очередь, идут вразрез с первоначальной проектной документацией, прошедшей согласование КГИОПа и утвержденной Главгосэкспертизой».
  • Фактически междуэтажные перекрытия выполнены сечением 80 и 300 мм
    В соответствии с проектной документацией конструкция междуэтажных перекрытий в приспосабливаемых объектах культурного наследия должна быть выполнена с установкой монолитной железобетонной плиты сечением 1060, 220, 340, 400 мм.
  • Заполнение между плитами отсутствует
    Заполнение между плитами должно быть выполнено газобетонными блоками, стабилизированным раствором керамзита или другими аналогичными материалами.
  • Проект выполнен с применением арматуры диаметром 8, 10, 12 мм и каркасов Кр1 и Кр2.
    В строительстве по проекту должна применяться арматура диаметром 6, 8, 10, 12, 16 и 25 мм. В свою очередь, что фактическое исполнение проекта подтверждается актами освидетельствования скрытых работ, исполнительными геодезическими схемами на бетонирование.
«…Фактически заведение арматуры в существующие стены не выполнено, что подтверждается исполнительной документацией. Узел примыкания выполнен в соответствии с рабочей документацией 28 010−000−21/12-Б4-КЖ л. 14, противоречащей проектной документации. Устройство монолитных стен выполнено с нарушениями проектной документации, конфигурация стен не соответствует проекту…»
«Работы выполнены в соответствии с рабочей документацией… утвержденной в производство работ заказчиком… нарушены требования проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы».
В 2023 году Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2023 г. по делу № АSб-64 823/2021 назначена новая судебная строительно-техническая экспертиза, которая поручена эксперту — Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», подразделению Высшая школа промышленно-гражданского и дорожного строительства. На объект эксперта не допустили пять раз, и решать вопрос прохода на объект пришлось через службу судебных приставов при активном участии полиции.
В итоге доступ был получен и судебная экспертиза была проведена лишь весной 2024 года. На объекте было выявлено, что в течение нескольких лет он находится без кровли, на перекрытиях и этажах вода, на 3-м и 4-м этажах появилась плесень, работы не ведутся, рабочих и ИТР на объекте нет, не выполнены кровля, фасады, нет инженерных систем: отопления и воды.
В итоге доступ был получен и судебная экспертиза была проведена лишь весной 2024 года. На объекте было выявлено, что в течение нескольких лет он находится без кровли, на перекрытиях и этажах вода, на 3-м и 4-м этажах появилась плесень, работы не ведутся, рабочих и ИТР на объекте нет, не выполнены кровля, фасады, нет инженерных систем: отопления и воды.
Эксперт зафиксировал также попытку выполнения имитации переделки работ. Выбивалась наружная верста кирпичной стены на глубину 0,5 кирпича и закладывалась новая, чтобы сделать вид, что работы якобы переделаны. Данная кладка в 0,5 кирпича выполнена без перевязки, следовательно, никак конструктивно не связана с основным объемом кладки стен, не несет никакой нагрузки, нарушает несущую способность стен и конструктивную жесткость здания.
Эксперт зафиксировал также попытку выполнения имитации переделки работ. Выбивалась наружная верста кирпичной стены на глубину 0,5 кирпича и закладывалась новая, чтобы сделать вид, что работы якобы переделаны. Данная кладка в 0,5 кирпича выполнена без перевязки, следовательно, никак конструктивно не связана с основным объемом кладки стен, не несет никакой нагрузки, нарушает несущую способность стен и конструктивную жесткость здания.
Через месяц должно быть предоставлено полное экспертное заключение, выполненное Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, на основе которого станет понятен реальный масштаб бедствия на объекте. А тем временем против застройщика начато банкротное дело № А56−16 843/2024 на сумму 320 млн рублей и готовится еще два суда, сумма новых исков на 550 млн рублей. Назначен арбитражный управляющий.
ЧАСТЬ 6
Новые проблемы
Тем временем стоимость квадратного метра в элитарном комплексе продолжает расти, хоть собственники и отчаялись уже получить свои квартиры. Вместе со стоимостью растут и шансы для новых владельцев элитарной недвижимости перейти в категорию обманутых дольщиков.
ЖК получил престижную архитектурную премию.

Профессиональное сообщество оценило задумку архитектора, которая на момент своего строительства опережала время и, возможно, поэтому так не нравилась местным жителям. Общая площадь 10-этажного комплекса — 35 150 кв. м. В нем предусмотрено 165 квартир (от одной до пяти комнат) размерами от 43 до 285 «квадратов».

Прекрасные разработанные планировки, просторные холлы, двухэтажный подземный паркинг и уникальное расположение в исторической части города делают объект еще более коммерчески привлекательным. Стоимость нового жилья подобного уровня в самом безопасном, по статистике, районе и исторически престижном для проживания — колеблется от 400 до 550 тыс. рублей за кв. м.
ЖК получил престижную архитектурную премию.

Профессиональное сообщество оценило задумку архитектора, которая на момент своего строительства опережала время и, возможно, поэтому так не нравилась местным жителям. Общая площадь 10-этажного комплекса — 35 150 кв. м. В нем предусмотрено 165 квартир (от одной до пяти комнат) размерами от 43 до 285 «квадратов».

Прекрасные разработанные планировки, просторные холлы, двухэтажный подземный паркинг и уникальное расположение в исторической части города делают объект еще более коммерчески привлекательным. Стоимость нового жилья подобного уровня в самом безопасном, по статистике, районе и исторически престижном для проживания — колеблется от 400 до 550 тыс. рублей за кв. м.
Первоначальная дата передачи застройщиком объекта долевого строительства была назначена на 30 сентября 2019 года. В паспорте объекта прописана дата окончания строительства — 31.03.2024. Согласно выписке проектной декларации, планируемая новая дата передачи застройщиком объекта долевого строительства — 30.05.2024. Разрешение на строительство 78-013-02072-2014 датировано 2014 годом, а значит, выдано оно 10 лет назад.
Причем если жильцы близлежащих домов прекрасно осознают все проблемы и практически бесперспективность в их решении, то дольщикам элитарного комплекса предстоит погрузиться в них позднее, если, конечно, объект в принципе будет введен в эксплуатацию
Эксперты в области строительства утверждают, что даже если завтра волшебным образом у застройщика прекратятся суды и проблемы или город мгновенно найдет нового ответственного за объект, то будущие жильцы элитарной недвижимости получат свои квартиры не раньше чем через 2−3 года. Но такой сценарий называют фантастически оптимистичным, и, скорее всего, город будет иметь новый скандал с обманутыми дольщиками.
Согласно паспорту объекта, размещенному на одной из стен стройки, финансирование строительства, с 2021 года осуществляет Сбербанк, для которого наверняка этот объект также стал проблемным.
История, в которой пострадали все участники: представители государства, разные социальные слои общества, подрядчики и сами инвесторы, — к сожалению, не является уникальной для города на Неве. Впрочем, эта история не уникальна ни для какого города. Но надежда на исправление ситуации в ожидании нового федерального финансирования сохранения объектов культурного наследия остается и у градозащитников, и у горожан.