УНЦИЯ ЖИЗНИ
Беседа с режиссером, психологом Еленой Елагиной о трансформации в профессии, умении сочетать жизнь и работу и о фильме-киномедитации, который стал началом масштабного проекта, посвященного исследованию формулы счастливой жизни в настоящем моменте. Часть съемок проходила в редакции «Эксперт Северо-Запад», которая выступила партнером киноленты.
Константин Вайнберг
КУЛЬТУРА / 12 ИЮНЯ 2024
Культура
справка
Елена Елагина
Режиссер, психолог, сценарист, продюсер и монтажер. Автор проекта «Унция жизни»
— Какие смыслы лежат в основе проекта «Унция жизни» и что такое киномедитация?
— Очень интересно говорить о фильме, когда он практически закончен и ты имеешь возможность обернуться назад, проанализировать весь процесс, насладившись в моменте получившимся результатом. «Унция жизни» стал дебютным полнометражным фильмом, и здесь я по традиции выступила в нескольких ипостасях: как автор идеи, сценарист, режиссер и продюсер кинопроекта.
“
По своей сути — это большое кино, созданное в стилистике психологической киномедитации. Именно это определение очень тонко отражает структуру ленты и послевкусие
Фотографии съемочного процесса фильма «Унция жизни»
В киноповествование специально включены моменты, когда человек может сам стать участником истории, погрузившись в свой внутренний мир через музыкальное сопровождение и художественную красоту кадра. В своих ранних работах я уже использовала медитативные, тактильные элементы погружения зрителя в историю, но в полном метре отточила форму киномедитации впервые. Если говорить про первые работы, то фильм «Признание», мой дебютный проект как режиссера, примечателен тем, что там отсутствуют реплики, диалоги героев, только визуал и музыка раскрывает замысел. Фильм мгновенно оказался в списке участников международных фестивалей и был отмечен главным призом на Санкт-Петербургском фестивале «Белые ночи». Киноленты «Подарок Вселенной» и «Мой Ламборгини ярко-желтого цвета» стали следующими на пути к большой картине «Унция жизни» и созданию нового жанра психологической киномедитации.
Алена носит подвеску Carpe Diem «Лови момент, живи настоящим» — это своего рода символический девиз ленты
«Унция жизни» — это фильм на тему поисков истинных смыслов, естественных страхов, свободы, хрупкости времени и выбора. Главной героине, художнице Алене, жене и матери маленького ребенка, предстоит научиться выбирать себя, несмотря на все обстоятельства.
Черно-белая стилистика позволяет зрителю сконцентрироваться на глубине смыслов. Прожить свой опыт, замедлиться, погрузиться в воспоминания, свои ассоциации. Мне, как режиссеру и психологу, хотелось воплотить в реальности такое повествование, чтобы женщины через киномедитацию поняли лучше себя, осознали истинные желания, ушли от рамок и вдохновились на перемены. Прямо сейчас сделать то, что ты хочешь, не ждать лучшего момента, раскрыть свой потенциал.
Черно-белая стилистика позволяет зрителю сконцентрироваться на глубине смыслов. Прожить свой опыт, замедлиться, погрузиться в воспоминания, свои ассоциации. Мне, как режиссеру и психологу, хотелось воплотить в реальности такое повествование, чтобы женщины через киномедитацию поняли лучше себя, осознали истинные желания, ушли от рамок и вдохновились на перемены. Прямо сейчас сделать то, что ты хочешь, не ждать лучшего момента, раскрыть свой потенциал.
Фотографии съемочного процесса фильма «Унция жизни»
«Унция жизни» — проект, который стал гораздо больше, чем фильм; это сообщество людей, которым удалось раскрыть свой потенциал и прийти к желаемой жизни, и продолжением будет серия видеоподкастов с женщинами-предпринимательницами из Петербурга, которые совмещают семью и самореализацию. Зрители смогут вдохновиться их опытом, получить новые инсайты и начать то, что давно откладывали.
«Унция жизни» — проект, который стал гораздо больше, чем фильм; это сообщество людей, которым удалось раскрыть свой потенциал и прийти к желаемой жизни, и продолжением будет серия видеоподкастов с женщинами-предпринимательницами из Петербурга, которые совмещают семью и самореализацию. Зрители смогут вдохновиться их опытом, получить новые инсайты и начать то, что давно откладывали.
— Как идея киноленты трансформировалась в процессе ее воплощения?
— С каждым этапом работы над проектом рождается что-то важное и новое. Многие смыслы создавались в сотворчестве с актерами, со съемочной группой. Появлялись новые акценты, реплики. Был красивый сценарий как основа творческого пути, но я не ставила рамок в виде строгого технического задания. Четко понимая намерение и что хочу донести, я была открыта для всего входящего. Это, пожалуй, стало залогом интересных творческих трансформаций в процессе создания фильма и открыло возможность для множества экспериментов.
Например, благодаря талантливой исполнительнице Александре Гаврильчук (DRIADA), музыка в фильме стала отдельным героем. Вместе нам удалось создать единое музыкальное полотно, выражающее мысли главной героини. Потрясающий вокал, этнический оттенок, инструментальная аранжировка — все создает невероятные по глубине и звучанию и какие-то языческие, первобытные мотивы. А когда мы работали со звукорежиссером Станиславом Сальковым над звучанием фильма, он предложил сделать акцент после финального кадра в виде тишины. Теперь в финале мы погружаемся в беззвучную паузу, и это так тонко отражает момент бытия, Carpe Diem, который, наконец, нашла и проживает наша героиня и зритель вместе с ней.
Большую роль в создании фильма сыграла работа операторского цеха под руководством Дарьи Ивко. Черно-белая стилистика побудила уделить свету и контрастам особое внимание. При этом крайне важно было уйти от серого к черно-белому контрастному изображению. Бюджет фильма крайне ограничен, поэтому ребята придумывали авторские технические подходы, использовали при съемке советское кинооборудование завода «Заря», из двух неработающих аппаратов собрали один работающий, применяли операторские находки.
Например, есть сцена, когда Алена говорит мужу о том, что она хочет снова начать рисовать, а Слава надвигается на нее, и мы видим, как на освещенное лицо Алены ложится его тень. Усиливается ощущение того, что он подавляет ее, накрывает собой, как туча. Кроме того, нам удалось найти и создать магическую схему света для передачи зрителю состояния творческого потока Алены, этот магический свет мы стали применять во всех подобных сценах.
Фотографии съемочного процесса фильма «Унция жизни»
Примечательно, что в финале, когда Алена обретает внутреннее счастье, этот магический свет ей уже не нужен, теперь сама жизнь выступает в этой роли, и здесь мы использовали блики на каплях дождя, отражения в стекле света фар машин. Это решение пришло в процессе съемки. Так трансформировался наш фильм, наполняясь новыми деталями, оттеняющими смыслы.
Примечательно, что в финале, когда Алена обретает внутреннее счастье, этот магический свет ей уже не нужен, теперь сама жизнь выступает в этой роли, и здесь мы использовали блики на каплях дождя, отражения в стекле света фар машин. Это решение пришло в процессе съемки. Так трансформировался наш фильм, наполняясь новыми деталями, оттеняющими смыслы.
— Есть понятие «культурный код нации», и в нашем случае воспитание девушки базируется на постулате долженствования в первую очередь. В Европе больше расслабленности и концентрации на своих мыслях и чувствах. Как героиня совмещает эти две картины мира?
— В основе истории главной героини лежит, конечно, консервативное воспитание. Алена находится будто меж двух миров: картиной мира, которую закладывали нам наши мамы, бабушки, и новым миром, основанном на идее, что жизнь уникальна и не должна строится по чьим-то стандартам. В фильме есть такие сцены, которые наводят зрителя на мысль, что жизнь заключена в мелочах, а не канонах.
Например, наша героиня с семьей катается на велосипеде. В какой-то момент она понимает, что не может угнаться за своими мужчинами — мужем и сыном. Этот темп и ритм сейчас не подходит ей по состоянию. Она просто ложится на землю, любуясь небом. И вместе с героиней мы проживаем этот момент: слышим лес, свое дыхание, замедляемся.
“
Ты мог бы гнаться за всеми и вместе со всеми, но ты почувствовал жизнь и замедлился в нужное время, чтобы пойти своим путем, — это и есть унция жизни
Для меня самой это очень личная и острая история. Был в жизни момент, когда, очнувшись после сложной операции, я поняла, что меня может в любой момент не стать. Нужно быть счастливой просто от того, что ты дышишь, видишь, ощущаешь. Возможно, поэтому фильм получился таким тактильным. Он построен на моментах замедления, чтобы зритель мог себя тоже услышать. Просто пожить, подышать, услышать свой голос сквозь образы героев.
— Как разрешить себе быть художником? В какой момент история «я самозванец в профессии» переходит в «я могу, я хочу, я достоин, чтобы заявить миру, что я режиссер, что я художник, что я творческая личность»?
— Начинается все с работы со стыдом. Это то, с чем я работаю с клиентами в психологии. Стыд — это страх отвержения. Когда ты боишься, что тебя не поймут, не воспримут. Этот переход от страха к свободе сложно дается человеку, особенно если у него заниженная самооценка. Большинство творческих людей как раз терзаются сомнениями.
Близкое окружение придерживается традиционных историй. И когда внезапно женщина объявляет: «Я хочу быть художником» — все шокированы. Что произошло? Никто из близкого круга не хочет этих перемен. Так устроен наш мозг, поэтому все стараются отговорить от «безумия». И здесь нужно проявить настойчивость и показать: мне это важно. А дальше важно говорить и находить компромисс. Так было со мной. Я тоже помню, как впервые сказала, что хочу быть режиссером. Как мне было сложно это озвучить даже самой себе.
Фотографии съемочного процесса фильма «Унция жизни»
— Вы выступили в фильме не только как сценарист и режиссер, но и как продюсер. Сложно ли было совмещать роли?
— Это история многоплановая. Изначально у меня был бюджет, который я откладывала долгое время. К тому же я сама очень много всего умею делать, что тоже форма экономии. Но был момент, когда я реально думала, что остановлю проект. Не было понимания, как вообще это все потянуть. И я стала обращаться за помощью к партнерам, участникам съемочного процесса с просьбой снизить гонорарную часть, обратилась к мужу с тем, чтобы он меня поддержал.
Для меня было важно знать, что большую часть задач я смогла закрыть самостоятельно, и также важно, что удалось привлечь дополнительные инвестиции, найти в себе смелость попросить о помощи. Это была тоже часть трансформации, уже моей личной. Очень благодарна мужу, что он поверил в меня и поддержал. Мои родители в период съемок сделали все, чтобы мой сын был под присмотром и я смогла полностью погрузиться в процесс. Съемочная группа совершила невозможное. Все это придавало сил и вдохновения двигаться дальше.
После окончания съемок я продолжаю совмещать роли творца и продюсера
Следующая моя лента будет про поцелуй — тактильная история о близости и ее зарождении. Чувственный фильм о взаимоотношениях людей на тонком уровне. Хочу, чтобы в процессе киномедитации люди получали удовольствие от просмотра и пробуждали в себе прекрасное ощущение молодости, страсти, влюбленности. В планах также выпуск книги «Унция жизни» — это будет история поддержки для тех, кто никак не решается на важные шаги или думает, что уже поздно. Хочу рассказать про свой путь, потому что никогда не думала, что решусь. Мечтала о кино, но внутри думала, что это какая-то сказочная история, не про меня. А оказалось, что стоит начать путь — и все сложится. Сейчас я не представляю, как можно было проживать жизнь иначе, не отдаваясь творчеству. Это была бы уже не я.