В рамках российско-китайской панельной сессии на IX международном газовом форуме, стартовавшем в Санкт-Петербурге, прошло обсуждение сотрудничества Китая и России в сфере энергетики. Несмотря на ряд крупных нефтегазовых проектов, таких как «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2», в которых КНР уже выступает в роли инвестора, по мнению представителей Китая сегодня частный бизнес не спешит с инвестициями.
«За последние 8 лет инвестиции в Россию со стороны Китая составили 50 млрд. долларов, — отмечает директор по правовым вопросам компании Sinorus Global Capital Пэн Цюши. — В то же время это 1% от всех китайских инвестиций за границу. За последний год только в США инвестиции составили 35 млрд. долларов. И это на фоне обострения китайско-американской торговой войны. Основные отрасли российско-китайского сотрудничества это, как правило, энергетика (ТЭК, атомная энергетика), строительство и обработка древесины — отрасли, где чаще всего участвую китайские государственные компании. 90% инвестиций в Россию со стороны Китая — это государственный сектор. В США же абсолютно противоположная картина. Там инвестиции госкомпаний составляют только 10%».
По словам Пэн Цюши, конечно, в первую очередь, это связано с американскими санкциями, однако есть и ряд других факторов, среди которых эксперт выделяет языковой барьер, незнание российского законодательства и культурные различия.
Также, в рамках выступления на форуме, исполнительный директор Института стратегического сотрудничества Китая и России при университете Цинхуа Ван Ци заявила, что сегодня сотрудничеству стран в сфере энергетике препятствуют «конкуренция со стороны США и Европа, российская внутренняя «теория китайской угрозы» и, как следствие, некоторое недоверие, а также «некоторые вопросы по техническим аспектам сотрудничества». Какие именно — г-жа Ван Ци не уточнила.
Стоит отметить, что еще два года назад в Министерстве коммерции КНР говорили о том, что для развития инвестиционного сотрудничества между Китаем и Россией нужно выработать единую концепцию, и укреплять сотрудничество как на правительственном уровне, так и на уровне частного бизнеса.