Эксперты изучили данные мировой торговли за 2014-2015 годы и пришли к выводу, что Россия за этот период потеряла около 53 млрд долларов (7,4% прогнозируемого экспорта), западные страны — 42 млрд евро (0,3% прогнозируемого экспорта). При этом почти весь удар в Европе взяла на себя Германия — ее потери составили до 38% от общих потерь США и ЕС (по некоторым данным, ФРГ теряла до 667 млн долларов каждый месяц).
Весьма примечательно, что, по оценкам экономистов, ущерб от российских контрсанкций — это всего 13% от общих потерь стран Запада, остальное — это так называемый побочный ущерб, который присоединившиеся к антироссийским санкциям государства нанесли сами себе, пишет немецкое деловое издание Handelsblatt.
Под этим понятием, которое в западной практике также обозначают как friendly fire (дружественный огонь, огонь по своим — Прим. Ред), понимается комплекс рисков, связанных с изменением политических или экономических условий в стране на фоне той или иной нестабильности. В данном случае в условиях «политической и правовой нестабильности в России», как пишет Handelsblatt, многие компании приняли решение сократить, отсрочить или вовсе заморозить торговые связи с Москвой.
Кроме того, санкционная война сама по себе негативно повлияла на финансирование международной торговли, а это, в свою очередь, привело к сокращению европейского экспорта в Россию.

Немецкий бизнес громче и чаще других заявлял
о своем недовольстве санкционным режимом из-за того, что у Германии и России традиционно много смежных бизнес-интересов (в основном — в энергетической сфере).
В этом контексте самая громкая история и заодно лучшая иллюстрация того, почему Берлин не в восторге от необходимости поддерживать Вашингтон в вопросе санкций против РФ — это борьба вокруг «Северного потока — 2». Берлин крайне заинтересован в строительстве газопровода, в то время как США нацелены на наращивание поставок собственного сжиженного природного газа в страны ЕС — столкновение немецких и американских интересов здесь приводит к ситуации, когда ФРГ выдала все разрешения на строительство газопровода, а другие североевропейские страны (например, Дания) затягивают процесс, ожидая более внятного сигнала из Вашингтона.
Ранее «Эксперт Online Северо-Запад» писал о том, как на одной из сессий IX Международного газового форума главный исполнительный директор австрийской компании OMV AG Райнер Зеле прямым текстом заявил, что газовая отрасль не должна ориентироваться на политику. Зеле, недвусмысленно намекая на США, призвал минимизировать влияние третьих сторон на реализацию совместных энергетических проектов.
Отметим также, что данные об ущербе от санкций для стран ЕС, которыми оперируют российские политики, не совпадают с данными из совместного исследования сотрудников Линнаньского университета в Гонконге и Кильского института. Так президент России Владимир Путин во время июньской «прямой линии» сообщил, что с 2014 года из-за санкций Россия потеряла около 50 млрд долларов, а ЕС — 240 миллиардов.