«Фрески были найдены в начале сентября при снятии кирпичной кладки над двумя надвратными нишами. Нам пришлось остановить работы и вызвать квалифицированного эксперта из Санкт-Петербурга, так как в области нет специалистов этой тематики. На днях он прибыл в регион и приступил к работе, которая будет завершена в лаборатории Северной столицы», — пишет «Интерфакс» со ссылкой на представителей сообщества «Замок Нойхаузен».
Однако первые данные о замковой живописи экспертом получены. Они говорят о том, что при нанесении рисунка использовались краски на основе минеральных пигментов. При том что XVI век уже известен использованием масляных красок, найденные изображения нанесены в технике масляной живописи — мазками, но минеральными пигментами с использованием минерального же связующего вещества.
По мнению эксперта, библейское изображение Богоматери и Иосифа обручника не является классической фреской. Оно наносилось с применением техники al secco, то есть на высохшую штукатурку. Фрески же наносятся на мокрую штукатурку. Такая техника носит название al fresco. Время появления на стене замка этой композиции можно примерно датировать XVI-XVII веками.
Объект культурного наследия федерального значения «Замок „Нойхаузен“, 1292 год» находится в Гурьевске. В 2023 году этот один из старейших памятников, расположенных на территории Калининградской области, стал участником губернаторской программы вовлечения памятников в хозяйственный оборот.