Цифровая трансформация отмечается как одна из главных стратегических инициатив в каждой крупной компании нефтегазовой отрасли России и мира, ее реализация затрагивает все функциональные и бизнес-блоки, кардинально меняя бизнес-процессы в корпорациях.
По оценке ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, в России недопустимо низкий коэффициент извлечения нефти (КИН) — всего около 30%. Но если поднять КИН в среднем по стране хотя бы на 1%, это позволит ежегодно получать 23–25 млрд долларов дополнительных доходов.
При этом на Приобском месторождении (ХМАО) уже достигнут один из самых высоких КИН в Западной Сибири — 60–70%, благодаря созданию здесь компанией «Газпромнефть-Хантос» Центра управления добычей и применения цифровых двойников (прототипов реальных объектов и целых систем, созданных в виртуальной среде), цифровых модулей, отвечающих за процессы нефтедобычи, оптимальную нагрузку скважин и насосного оборудования. Все решения по повышению эффективности отдельных производственных процессов добычи здесь объединены в единую интегрированную среду. Искусственный интеллект собирает информацию и контролирует процесс работы 3 тыс. скважин, которые обеспечивают 2,5% общероссийской добычи нефти.
А в части переработки целевое видение «Газпром нефти» к 2025 году: увеличение объема переработки в России до 40 млн тонн в год, увеличение ее глубины — до 95%, рост выхода светлых нефтепродуктов — до 80%. «Информационные технологии существенно меняют современное производство, и цифровая трансформация дает „Газпром нефти“ объективные конкурентные преимущества. Для нас цифровизация является инструментом повышения производственных и финансовых показателей. Инвестируя в высокотехнологичные решения управления производством, компания создает новые стандарты промышленной и экологической безопасности, которые определят развитие российской нефтяной отрасли», — отмечал председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков на старте запуска Центра управления добычей.
Сегодня в компании подчеркивают, что внедрение технологий четвертой промышленной революции позволяет решить множество задач — от повышения уровня взаимодействия с клиентами до сокращения сроков реализации крупных проектов, от выхода на управление всей цепочкой создания стоимости, а не отдельными элементами до повышения уровня производственной безопасности за счет отказа от использования труда людей на опасных участках. Все это — факторы повышения эффективности, а значит, конкурентоспособности.
«Те инструменты, которые нам дает новая промышленная революция, способны помочь нам в достижении новых целей. Но полностью воспользоваться ими будет невозможно, если использовать старые подходы к работе, процессы и принципы построения организации, которые создавались для предыдущего технологического уклада. Без трансформации нас обгонят конкуренты», — говорит Александр Дюков. Сейчас в компании «Газпром нефть» реализуется 12 программ цифровой трансформации и более 500 различных цифровых проектов.
В сентябре совет директоров «Газпром нефти» утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2030 года. Новый документ призван обеспечить поддержку реализации общей стратегии развития бизнеса компании. Цифровая трансформация представляет собой набор крупных программ изменений технологических и операционных процессов. Главные цели: переход на новые системы управления, а также существенный рост эффективности и производственной безопасности активов. Таким образом, каждая из программ направлена на достижение ключевых экономических и бизнес-эффектов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Так, к 2030 году компания планирует оптимизировать сроки и стоимость проведения геологоразведочных работ минимум вдвое с одновременным повышением их качества. А также на 40% ускорить реализацию крупных проектов добычи нефти и газа, на 10% сократить расходы на управление производством. Также «Газпром нефть» предполагает добиться дополнительного увеличения своей операционной прибыли.
В ПАО «НК «Роснефть» в разработке и реализации технологической политики задействовано 29 научно-исследовательских и проектных институтов, в которых работают более 13,5 тыс. человек. Сотрудники институтов участвуют в принятии всех научных, технологических и технических решений по производственным направлениям деятельности компании: от геологического изучения недр и до получения конечных коммерческих продуктов нефтегазопереработки и нефтегазохимии.
«В Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин говорил о необходимости создания собственных цифровых платформ для реорганизации производственных процессов, а также о важности разработки и локализации ключевых технологий и решений, в том числе для освоения Арктики и морского шельфа, для новых систем в энергетике, — отмечает главный исполнительный директор ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин. — Ожидаю, что реализуемые в компании программы „Цифровое месторождение“, „Цифровой завод“, „Цифровая цепочка поставок“, „Цифровая АЗС“ позволят перейти на качественно новый уровень управления бизнес-процессами, повысить надежность и экономичность производств, сократить потери». Научно-исследовательские институты компании уже достигли серьезных результатов в области работы с низкопроницаемыми коллекторами, создании новых материалов, таких как полимерный проппант для гидравлического разрыва пласта и катализаторов основных процессов нефтепереработки. Реализуемая стратегия «Роснефть-2022» ориентирует компанию на качественное изменение, в первую очередь за счет активного внедрения новых технологий во всех сферах деятельности: от разведки и добычи до переработки и сбыта. Перед «Роснефтью» стоит задача, сохранив лидерство по удельным затратам в добыче, увеличить маржинальность по всей цепочке создания стоимости.
В нефтегазовых компаниях подчеркивают, что среди факторов успешной реализации цифровой трансформации — и развитие собственных проектов за счет внутренних интеллектуальных и технологических ресурсов, и расширение экосистемы технологических партнерств. При этом лидеры рынка активно наращивают и научно-образовательные партнерства. Базовые кафедры, лаборатории и специальные образовательные программы крупных нефтегазовых компаний в ведущих отечественных университетах — уже привычная российская практика. Потребность в новых квалифицированных IT-специалистах стимулирует компании инвестировать значительные ресурсы в процесс подготовки новых цифровых кадров для нефтегазовой индустрии. Организации создают целые экосистемы для привлечения и удержания специалистов, запускают крупные образовательные программы и создают собственные инструменты для поиска ценных кадров.
Молодые ученые вместе с академическим сообществом разрабатывают амбициозные проекты, позволяющие снизить выбросы попутного газа, повысить коэффициент извлечения нефти, сократить время глушения скважин, повысить рентабельность транспортировки нефти и многие другие.
Как отмечают в Санкт-Петербургском горном университете, в части науки, инноваций и одновременно развития кадрового потенциала вуз сотрудничает с большинством крупнейших профильных компаний России и мира. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, перспективным инновационным центром нефтегазовой отрасли становится Ханты-Мансийский округ — в феврале он приобрел статус опорного региона Центра компетенций в нефтегазовом деле. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано губернатором ХМАО Югра Натальей Комаровой и председателем совета управляющих Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, ректором Санкт-Петербургского горного университета Владимиром Литвиненко.
На базе местных научных лабораторий и профильных предприятий в ХМАО будут готовить профессиональные стандарты отрасли и проводить курсы повышения квалификации специалистов, разрабатывать механизмы эффективного внедрения инноваций на добывающих и перерабатывающих предприятиях, продвигать отечественные разработки и содействовать реализации национальной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса с использованием лучших мировых практик.
Будущих студентов и аспирантов подхватывают уже со школьной скамьи. Так, проект «Газпром-классы», стартовавший в 2014 году, сегодня охватывает уже 25 лицеев, школ и гимназий в Мурманске, Новом Уренгое, Южно-Сахалинске, Томске, Вологде, Самаре, Санкт-Петербурге и других городах по всей стране. Среди задач проекта — формирование у учащихся школ представлений о ценности инженерного труда, ранняя профессиональная ориентация на инженерные профессии; ознакомление с нефтегазовым производством, с особенностями специальностей и профессий, востребованных дочерними обществами компании; закрепление молодежи в регионах деятельности дочерних компаний; повышение качества подготовки учащихся, обеспечивающей их конкурентоспособность при поступлении в вузы, в том числе в вузы-партнеры; создание условий для развития творческих способностей учащихся, их личностного роста, профессионального самоопределения и самореализации через формирование ключевых компетенций.
Санкт-Петербург