Два карантинных месяца, когда люди вынужденно сидели дома, а также опасения относительно общественного транспорта привели к тому, что жители Петербурга стали чаще использовать индивидуальный транспорт. Причем как собственный, так и прокатный. Об этом заявил ведущий специалист Центра управления дорожным движением города Дмитрий Попов в эфире телеканала «Санкт-Петербург»: «Народ стал кататься. И вообще, пандемия спровоцировала людей на то, чтобы на транспорт, приводимый в движение мускульной силой, пересесть».
Велообщественник и лидер велосообщества Петербурга Максим Петров отмечает, что популярности шеринга помимо экологичности и скорости передвижения на короткие дистанции способствует также и социальное дистанцирование. «Это тот транспорт, в котором ты больше не с кем не сталкиваешься. Он очень быстрый, доступный и экологичный», — полагает он. Это вызвало бурное развитие рынка кикшеринга в городе — фактически он вырос в разы: в прошлом году общее количество самокатов было порядка 100, сегодня общий парк прокатных самокатов оценивается примерно в 5 тыс. штук. Помимо альтернативы общественному транспорту, для многих людей это еще и развлечение.
«Петербург очень быстро насыщается различными сервисами по шерингу электросамокатов и велосипедов. Что не удивительно — город-миллионик, в котором ежегодно бывает до 10 миллионов туристов. Сейчас в городе работает уже 8 игроков, в следующем году планируют выйти еще несколько компаний, а существующие — увеличить свой парк», — уточняет Олег Дю, оператор одной из кикшеринговых систем и член «Клуба лидеров» в СПб и ЛО.
Большинство игроков вышло на этот рынок фактически к концу сезона, буквально за последние два месяца.
Работают, по сути, в пилотном режиме — их основная задача в этом сезоне протестировать модель, отладить бизнес-процессы, чтобы к началу следующего сезона быть во всеоружии. Соответственно конкуренция обостриться и уже недостаточно будет просто иметь большое количество самокатов на линии.
«Сегодня в основном петербуржец берет самокат, который ближе к нему, без особых предпочтений. Хотя уже появляются опытные пользователи, которые имеют несколько скаченных приложений, свои предпочтения, и даже свой негативный опыт. Многие начинают сравнивать цену. Поэтому в следующем сезоне рынок начнет структурироваться, а за пользователей начнется нешуточная борьба. Придется находить свои фишки, чтобы отличаться от других, поскольку количество будет на стороне пары крупных игроков», — полагает Олег Дю.
По его мнению, на первое место выйдет лояльность пользователей, заслужить которую можно будет за счет уровня сервиса, удобства использования, программ лояльности и так далее. Например, сейчас самокаты нужно пристегивать, но уже есть технологии, позволяющие безопасно оставлять самокат практически в любом месте (в рамках определенной зоны). «Будущее за бесшовными сервисами, когда пользователь в одном приложении может выбрать удобный для него транспорт — будь то электросамокат или велосипед. Поэтому мы сразу запускались в таком формате», — объясняет Олег Дю. Сейчас у сервиса доступно 100 самокатов и 50 велосипедов. А в следующем сезоне компания планирует увеличение парка до 3 тыс. самокатов и 2 тыс. велосипедов, среди которых также добавятся электрические велосипеды.
Популярность сервисов проката электросамокатов общемировая тенденция. Одним из первопроходцев в 2017 года стала американская компания по прокату самокатов Bird, которая уже через год за два раунда привлекала 115 млн долларов инвестиций.
Аналогичные сервисы действуют во многих странах, при этом развиваются немного по-разному. В Китае крупнейшие игроки не выдержали конкуренции и продали свой бизнес, наводнив перед этим улицы велосипедами. В ряде европейских столиц шеринговые компании выкупают право и квоту на шеринг. Похожие условия в некоторых штатах Америки: в Сан-Франциско предпринимателю придется заплатить 10 тысяч долларов в фонд городского хозяйства, а также ежегодно 25 тысяч долларов за разрешение. При этом в США есть города, где сервис запрещен.
У нас рынок проката электросамокатов пока не регулируется. Хотя администрации городов тесно работают с кикшеринговыми компаниями, а в Москве власти даже планируют оказывать финансовую поддержку операторам аренды самокатов, подразумевая возможную разгрузку дорог и общественного транспорта. В Петербурге таких планов еще нет.
К слову, новым компаниям проще будет занять нишу, развиваясь на партнерских началах. «Заходить на этот рынок с нуля достаточно сложно — это требует больших капительных затрат, как на покупку большого количества самокатов, так и на разработку платформы (приложения). А последнее еще нужно будет тестировать и дорабатывать. Это не только деньги, но и время. Сейчас гораздо проще развиваться под одним из уже существующих брендов, когда на предпринимателя ложится только поддержка операционной деятельности, — поясняет Олег Дю. — Мы сейчас как раз работаем в этом направлении и ищем партнеров, поскольку для нас это возможность быстрого развития».
Как будет выглядеть рынок кикшеринга в Петербурге в следующем году, сказать пока сложно, так как несмотря на быстрое развитие и активное появление новых игроков, рынок еще далек от насыщения. Но уже понятно, что тренд на микромобильность сохраниться. По мнению Максима Петрова, в ближайшем будущем совместное потребление в целом займет главные позиции в жизни людей, в том числе и в сфере передвижения. «Шеринг средств индивидуальной мобильности в современных условиях будет развиваться. Уже через год-два электросамокаты, велосипеды и другой индивидуальный транспорт будет стоять у каждого дома, и мы сможем не думать, как доехать от одной точки к другой», — полагает он. А значит, рынок кикшеринга будет расти, структурироваться, возможно, кооперироваться с другими дружественными индустриями — например, с экскурсионной.