ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫПУСК №3 (7) ноя 2022
Во времена дореволюционной России и в советскую бытность воспевание профессии врача играло важнейшую роль в формировании системы превентивной медицины, реабилитации и комплаентности пациента.
Ответственные за жизнь. Роль искусства в здравоохранении
14 окт 2022 / Кристина Муравьева
Доверие к врачу культивировалось в фильмах, книгах. Ведущие медицинские светила становились объектом внимания ярких художников современности. Образ спокойного сосредоточенного действа врачебной процедуры рождал отклик в сердцах людей. Врачей не боялись — им доверяли.
В современном обществе тенденция привлекать ресурсы культуры и искусства для решения значимых социальных проблем в восприятии профессии ушла на второй план. И недоверие к врачам стало расти. Единственный образ, который общество получает теперь в виде смыслового идеологического слепка, формируется на основе новостей.
И зачастую это заметки полярного характера: или скандал, связанный с пациентом, или смертельный исход, или изобретение, которое возможно будет похоронено вследствие отсутствия инвестиций или станет средством позиционирования эффективности чиновников вместо научных коллективов. Врачи, работающие в государственном секторе, попадают в сводки преимущественно в рамках обсуждения достижений отечественной медицины. Но здесь личность врача уходит в тень корпоративной культуры медицинского учреждения и снова растворяется, не оставляя следа в душах обычных пациентов.
Врачи, спасающие пациентов, — это синтез духовника и медика. Без доверия пациента нет совместного результата. А через чек за процедуры не формируется ценность. Для создания этой ценности нужно чуть больше — частица вечного искусства. Взглянув на портреты разных лет, можно увидеть, как меняется образ врачевания в России. От миссионерской темы глубины и самоотречения, где личность врача формирует контекст, до образа узконаправленного функционера, оказывающего услуги в области здравоохранения. Артистичность и художественность индивидуального образа врача постепенно уступает место схематичному скетчу, иллюстрирующему функциональность.
Неоконченный портрет доктора К. А. Раухфуса, Иван Крамской, 1887 г.
Неоконченный портрет, во время создания которого художник Иван Крамской умирает на руках у доктора Раухфуса, стал одним из самых ярких образов врача того времени. Это врач с добрыми, умными глазами. Как будто проявляющийся из небытия врачеватель детских душ и тел, который делает мир лучше и теплее, даря родителям надежду. Черный незавершенный фон лишь подчеркивает образ врача как форпоста между жизнью и смертью. Образ сострадания, усталости и смирения в следовании счастливому, но трудному призванию.
Портрет хирурга Сергея Сергеевича Юдина, Михаил Нестеров, 1933 г.
Творческая нота в профессии медика как нельзя лучше раскрыта в портрете хирурга Сергея Юдина. Артистичность образа и неподдельный интерес к диалогу дополняются белоснежной гаммой и почти художественным беретом. Впереди война и арест по доносу, обвиняющему в шпионаже. Всё — от движения руки до практически театральной медицинской ширмы на заднем плане — призвано запечатлеть образ врача-творца, над которым не властны доносы и время.
Портрет заслуженного врача РСФСР А. В. Атабегова, Андрей Курнаков, 1956 г.
Портрет военного врача, хирурга, заслуженного врача РСФСР А. В. Атабегова после операции. Лаконичный и очень естественный образ личности как будто замедляет время в невесомой по наполнению светом операционной.
«Врач Железнов», Владимир Чураков, 1968 г.
Образ врача в искусстве меняется, как и частота использования медицинской тематики в качестве объекта социального заказа художественному миру. В образе врача из Чувашии полностью отсутствует внешняя эффектность, но сохраняется характер, передаваемый художником через позу и движение рук. Уходит белоснежность образа, уступая место замкнутости контуров. Тема погружения врача в замкнутый контур бытия становится главной линией. Портрет удивительным образом передает тональность жизни и положения в профессиональной среде в преддверии 70-х.
«Ответственные за жизнь», Андрей Курнаков, 1980 г.
«Ответственные за жизнь» — один из последних групповых портретов в серии медицины десятилетия. Дальше идут 90-е годы, когда профессия врача перестала быть популярной темой в живописи. В «тучные» 2000-е к ней так и не вернулись. А во времена пандемии и вовсе переключились с искусства на коллажирование и фотопортрет безымянного врача.
«Ответственные за жизнь» — это попытка заглянуть в мир хирургического отделения, где художник мягко разделяет роли и профессиональный характер героев, объединенных общей задачей и сосредоточенных на подготовке к операции. У каждого своя функция, движения, навыки, свой багаж знаний. Образ коллективного разума соединяет опыт каждого в единую концепцию лечения. Драматургия усиливается сочетанием белоснежных халатов и контрастом рентгеновских снимков. Темный силуэт патологии замкнут в круге коллективного сознательного, стремящегося к сохранению жизни.
При поиске в интернете произведений искусства современности, посвященных врачам, можно столкнуться с примерами живописи китайских художников и с работами молодых иллюстраторов, чем с работами серьезных художников. Так выглядит поисковая выдача по запросу «врач» сегодня.
Поисковая выдача по запросу «врач»
Есть что-то неуловимо общее в постановке диагноза и в создании художественного произведения. Многослойность, сочетание материи и духа, оттенки, полутона, запахи и озарение в моменте. Многие художники были покорены профессией врача и борьбой жизни и смерти в его руках. В Эрмитаже более 70 работ, посвященных медицине. Более 5000 портретов хранится в федеральных музеях в Москве. Только Репин написал более 65 картин на тему медицины, включая знаменитый портрет Пирогова. Но сегодня мы не сможем найти в искусстве отражение линии медицины. Запрос на создание портрета профессии должен быть сформирован на уровне государственной власти — федеральной, региональной, местной. Художники отражают эпоху, но для этого отражения нужен толчок и социальный заказ.
«Рабочий туалет», И Хэн, 2020-е гг.
Нет запроса общества. Нет ответа на вопрос пациента: кто же сейчас меня лечит? И где художественно-реалистичная грань между врачом и профильным менеджером в области оказания услуг здравоохранения?