Киберспорт — успешный бизнес?
  • USD Бирж 63.76 -0.44
  • EUR Бирж 70.49 -0.12
  • CNY Бирж 9.13 -0.01
  • АЛРОСА ао 77.26 -0.04
  • СевСт-ао 883 -2.2
  • ГАЗПРОМ ао 248.81 -0.47
  • ГМКНорНик 17494 -68
  • ЛУКОЙЛ 6101 -16.5
  • НЛМК ао 126.96 -1.02
  • Роснефть 456.3 +-1
  • Сбербанк 237.71 -0.21
  • Сургнфгз 48.005 -0.71
  • Татнфт 3ао 772.1 +-1.8
  • USD ЦБ 63.89 64.21
  • EUR ЦБ 70.41 70.68
Санкт-Петербургский международный культурный форум
Лента новостей

Киберспорт — успешный бизнес?

Бизнес и власть
Киберспорт — успешный бизнес?
instagram.com
Открытие бизнеса — это всегда риск, даже если бизнес открывается в, на первый взгляд, перспективной сфере.

Однако представьте себе такое: молодая киберспортивная организация Forward Gaming, оперирующая на рынке менее года, проходит на турнир с призовым фондом в $30 миллионов, и за месяц до него объявляет о банкротстве. Звучит, как минимум, странно, не так ли?

В этом материале мы рассмотрим расходные и доходные статьи киберспортивной организации, базируясь на материале CEO Natus Vincere Евгения Золотарева.


Расходная часть

  • Зарплаты игрокам, тренеру, менеджеру команды, CEO, а также другому персоналу — ~$90kв месяц. Из них примерно 70k уходит только на игроков + тренера;
  • Расходы на перелеты (команда посетила 9 турниров вне Северной Америки) — $40-50k в год;
  • Разработка сайта — $10-20k;
  • Открытие юридического лица — $5-10k.

Получается, что ежемесячные $90-100kвыливаются в $1-1,2 млн в год. Сумма для организации, созданной «с нуля», согласитесь, немалая. Стоит отметить, что зарплаты игроков еще не самые большие. Так, например, организация TeamLiquid, игроки которой заняли второе место на TheInternational 2019 и заработали ~$4,5 млн, была вынуждена распустить состав, так как не смогла решить вопросы с его содержанием.


Доходная часть

В прошлом материале мы уже рассматривали различные источники дохода для киберспортивных организаций, и вот какие из них использовала ForwardGaming:

  • Спонсорский контракт с букмекерской компанией Mr.Cat — $250kв лучшем случае, так как контракт был разорван;
  • Призовые — $10k(сумма, доставшаяся именно организации).

Итого: $260k в год. Конечно, таких денег и близко не хватит, чтобы продержаться на плаву хотя бы год. Что же пошло не так?

Во-первых, возникли трудности с привлечением спонсоров. По словам CEO Forward Gaming Давида Даштояна, потенциальных инвесторов можно было разделить на 2 группы. Первая — букмекерские компании, которые выражали желание вложиться в развитие молодой организации на фоне хорошего выступления игроков на TheInternational 2018. Вторая — компании, согласные на сотрудничество лишь по истечении 3-5 месяцев и наличии результатов за это время. Так как выступления были не очень удачными, спонсоров не прибавилось.

Во-вторых, не удалось запустить линейку мерча. С точки зрения расширения фанбазы и получения прибыли выпуск фирменной атрибутики — отличное решение. Однако у Forward Gamingвозникли проблемы с запуском магазина, и в итоге никакой выручки организация не получила.

В-третьих, никак не развивалась медийная составляющая. Как отметил сам Даштоян, для киберспортивных организаций есть 2 модели: ориентированные на результат или на развитие медиа поля. К первым можно отнести, к примеру, выше указанных TeamLiquid, а ко вторым, например, FaZeClan. ForwardGamingже решили пойти по первому пути, и это оказалось ошибкой — в североамериканском регионе почти нет сильных команд, с которыми можно тренироваться, и поэтому на турнирах результаты всегда были, мягко говоря, средние. Социальные сети же организация не развивала совсем:

  • Facebook — 1503 подписчика;
  • Instagram — 1661 подписчик;
  • Twitter — 6004 подписчика;
  • YouTube — 14 видео, среднее число просмотров — 5,5k;
  • VK — 3464 подписчика*.

* данные по всем соц. сетям указаны на момент 23 июля 2019 года.

С учетом, что в команде играл чемпион мира Саахил «UNiVeRsE» Арора и популярный в СНГ украинский игрок Роман «Resolut1on» Фоминок, данные показатели просто смешны. Если сравнить Forward Gamingс российской организацией Winstrike, которая старше всего на 2 месяца, можно заметить существенную разницу:

  • Facebook — 28 645 подписчиков;
  • Instagram — 31 246 подписчиков;
  • Twitter — 9 581 подписчик;
  • YouTube — 96 видео, среднее число просмотров — 25k;
  • VK — 209 838 подписчиков*.

* данные по всем соц. сетям указаны на момент 23 июля 2019 года.

При этом в Winstrike нет особо звездных игроков, а также организация почти не имеет популярности вне СНГ, однако она только растет и развивается.

Однако остается один вопрос: почему, если команда вышла на главный турнир года, CEO оформляет банкротство? Сам Даштоян, отвечая на этот вопрос, отметил, что инвесторы не хотели спонсировать команду на один турнир, пускай и такой крупный. К тому же, после TheInternational всегда происходят «решаффлы» — массовые изменения составов, и это было еще одной причиной для беспокойства инвесторов. В итоге, CEO решил просто не рисковать и объявил организацию банкротом, дабы расплатиться по долгам.

Таким образом, при открытии киберспортивной организации крайне важное значение имеет выбор правильной бизнес-модели, а также риск-менеджмент, так как в первое время результатов может не быть.

Генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков: «Бизнес-дипломатия — один из важнейших каналов для эффективного продвижения России»
Последние материалы
Право на риски
Экономика, Вчера 17:07
Кто заинтересован в развитии инновационной экономики, какую поддержку хотят получить разработчики инновационных технологий и способна ли современная государственная система работать с высокими рисками в этой сфере?
Андрей Останин: «Манипулятивные техники в продажах сегодня не работают»
Коммерческий директор компании «Самолет Северо-Запад» Андрей Останин рассказал о том, как меняется целеполагание в продажах и какие тактические решения минимизируют риски девелоперского бизнеса.
Не только технологии
Экономика, Вчера 11:55
Предприятия Ленинградской области стараются не использовать подход «инновации ради инноваций», а делают ставку на локализацию производства, расширение деловых контактов и каналов сбыта.