Несмотря на не слишком благоприятную внешнеполитическую и внутриэкономическую конъюнктуру, банковский сектор показывает рост. В целом по стране прибыли подавляющего большинства кредитных учреждений выросли, а общее увеличение чистой прибыли сектора за первые шесть месяцев текущего года составило 37%, превысив 1 трлн рублей (для сравнения: за весь 2018 год прибыль банковского сектора составила тот же триллион рублей). «Правда, в значительной мере столь высокий рост показателей обусловлен одноразовыми факторами — масштабной санацией и изменениями в отчетности», — уточняет аналитик ФИНАМ Алексей Коренев. При этом на Сбербанк пришлось 43% всей прибыли банковского сектора, а прибыль топ-20 банков составляет 90,3% общей прибыли банковской системы. Концентрация активов банковского сектора растет: по данным ЦБ, на 1 июля 2019 года 82,5% активов приходится на топ-20 банков (79,9% на 1 июля 2018 года). При этом рентабельность активов банков топ-5 снизилась с 3 до 2,7% (шесть месяцев 2019 года к шести месяцам 2018 года), в то время как рентабельность активов банков топ-20 за вычетом первой пятерки (банки с 60-го по 20-й) выросла с 3 до 0,9%.
Темпы отзыва лицензий регулятором заметно убавились «просто по той причине, что значительная часть проблемных игроков уже выведена с рынка, а ужесточение регуляторных правил делает затруднительными нарушения для тех, кто в рынке остался», — говорит Алексей Коренев. Согласно опубликованному весной прогнозу агентства «Эксперт РА», с апреля 2019-го по апрель 2020 года регулятор лишит лицензий 46 кредитных организаций. С апреля по август 12 отзывов уже состоялось. Для Петербурга наиболее резонансным в 2018 году стал отзыв лицензии Международного банка Санкт-Петербурга, входящего в топ-100.
«Как показала практика работы банка „Открытие“ в последние два года, опасения клиентов (отзывы лицензий у частных банков), безусловно, очень велики, и при возникновении любых возможных угроз крупные компании переводят свои обороты в банки с государственным участием. Так как банк „Открытие“ стал примером успешной санации крупного банка, мы наблюдаем возвращение к нам прежних корпоративных клиентов», — отметил старший вице-президент, управляющий Северо-Западным филиалом банка «Открытие» Михаил Иоффе, добавив, что количество корпоративных клиентов банка по итогам полугодия выросло более чем на 10%. Вице-президент, директор дирекции стратегического развития банка «Санкт-Петербург» Константин Носков отмечает, что тренд отзыва лицензий стал для банка «дополнительной возможностью привлечения клиентов».
В Северо-Западном банке Сбербанка отметили, что количество корпоративных клиентов в первом полугодии 2019 года по Северо-Западу выросло на 6,2%, по Санкт-Петербургу прирост составил 8,8%.
Корпоративные кредитные портфели в Петербурге растут существенно выше, чем в среднем по стране: так, если средний рост в РФ составил 4,4% (первое полугодие 2019-го к первому полугодию 2018 года), то в Петербурге аналогичный показатель более чем в два раза выше — 9,2%. При этом совокупный размер кредитного портфеля юрлицам и ИП в Санкт-Петербурге на 1 июля 2019 года составляет 7% от общего размера портфеля (на 1 июля 2018 года — 6,7%). Динамика кредитного портфеля физлиц в Петербурге также выше средней: рост на 22,6% по стране, на 27,6% в Петербурге.
«Если говорить об основных драйверах развития, то по итогам первого полугодия это, безусловно, розничное кредитование, — отмечают в Северо-Западном банке Сбербанка, — в котором Северо-Западный банк ПАО Сбербанк нарастил портфель на 8,4%, по Санкт-Петербургу и Ленобласти эта разница составила почти 10%. Если говорить про корпоративное кредитование, то здесь также есть положительные тренды: достаточно высокий темп роста кредитования в ключевом сегменте МСП — более 13% по Северо-Западному банку с начала года и почти 20% по Санкт-Петербургу. По другим сегментам, в первую очередь по крупному бизнесу, можно ожидать положительных темпов роста во второй половине года за счет сезонного роста бизнес-активности и влияния мер господдержки».
«И на Северо-Западе, и в Санкт-Петербурге с начала года рост сегмента корпоративного кредитования замедлился. Налицо снижение инвестиционной активности у крупных корпоративных клиентов в регионе, в том числе отсутствие запуска новых значимых инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Меняется структура заимствований со стороны крупных корпораций. Из-за последовательного снижения ключевой ставки ЦБ РФ в их общем объеме увеличивается доля краткосрочных кредитов и кредитов под плавающую ставку. Еще одной значимой тенденцией, безусловно, является постепенный переход компаний-застройщиков к проектному финансированию и использованию эскроу-счетов. Как мы и прогнозировали, несмотря на весьма эмоциональные комментарии со стороны топ-менеджеров строительных компаний зимой-весной этого года, никакой катастрофы на рынке не произошло. Переход на новую схему финансирования строительства жилья происходит поэтапно, и большинство участников рынка продолжат как минимум до конца года работать на прежних условиях», — рассказывает Михаил Иоффе.
Директор Север-Западного регионального центра Райффайзенбанка Андрей Почеснев озвучивает динамику кредитования, идущую вразрез со средней: так, портфель крупного бизнеса вырос на 22,7%, среднего бизнеса — на 12,1%, малого бизнеса — на 15,7%, а розничный портфель — на 9,8%. «В 2019 году большинство компаний предпочитали развивать бизнес на собственные средства или средства акционеров с учетом экономической ситуации в стране. В случае обращения за финансированием в коммерческие банки компании предпочитали пользоваться короткими (до 1 года) кредитными линиями для пополнения оборотных средств. И только сегментные лидеры активно развивающихся на территории Северо-Западного региона отраслей со стабильным или даже растущим спросом были заинтересованы в инвестиционном кредитовании на срок пять-семь лет. Замечу, что в рамках развития программы импортозамещения эти отрасли получили серьезный толчок в своем развитии благодаря ряду государственных программ. Так, крупнейшие компании фармацевтического кластера привлекали финансирование на расширение производства — для изготовления лекарственных средств, производства сырья (субстанций) для изготовления фармацевтических препаратов и высокотехнологичного медицинского оборудования», — говорит Андрей Почеснев. В текущей экономической ситуации лидеры деревообрабатывающей промышленности искали возможность вертикальной интеграции производства и повышения маржинальности бизнеса, поэтому подписывали кредитные соглашения с банками в целях технической модернизации производственных мощностей и финансированием долгосрочной аренды лесных наделов. «Со стороны предприятий аграрного сектора мы наблюдали спрос на финансирование в целях приобретения молодняка, кормов и ветеринарных препаратов, а также на строительство новых ферм. Крупнейшим рыболовным компаниям региона были открыты кредитные линии для обновления флота с целью дальнейшего участия в тендерах на получение квот на вылов рыбы», — объясняет он. В ситуации неоднократного снижения ключевой ставки ЦБ и стоимости фондирования компании стали рассматривать для себя возможность реализации отложенных три-четыре года назад инвестиционных планов. «Поэтому в 2019 году мы наблюдаем ситуацию роста спроса на организацию синдикатов с привлечением иностранных банков в целях приобретения дорогостоящего импортного оборудования для крупнейших промышленных предприятий не только в масштабах региона, но и страны в целом», — резюмирует Андрей Почеснев.
«Маржинальность кредитов имеет тенденцию к снижению в связи с трендом по снижению ставок в экономике, в том числе ключевой ставки ЦБ на 50 базисных пунктов, — говорит Константин Носков. — Так, в крупном корпоративном бизнесе ставки находятся на уровне 8–9%, кредиты в сегменте малого-среднего бизнеса выдаются со ставками 11–13%; что касается розничного кредитования, ипотеки выдаются под 10,5–11 %, потребительские кредиты — 14–16%». По итогам первого полугодия 2019 года средний уровень чистой процентной маржи банков, ориентированных на кредитование бизнеса, составил порядка 4% (при этом маржинальность кредитов крупному бизнесу не превышает 2%), розничных банков — 7%, добавляет директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина.
Дальнейший прогноз не слишком утешителен. Одним из основных вызовов для банковской системы является дефицит качественных заемщиков, отмечает Людмила Кожекина: банки вынуждены конкурировать за заемщиков, предлагая заниженные ставки по кредитам, жертвуя своей маржой. При этом одновременно имеет место как ужесточение норм ЦБ в области кредитования (в частности, увеличение коэффициентов риска по ипотечным займам с низким уровнем первоначального взноса), так и истощение спроса со стороны клиентов: сейчас около 42% населения имеет в банках два и более кредитных договоров одновременно, 18,3% — по три и более, а почти 8% граждан обслуживают четыре и более кредитов. Вместе с тем, добавляет Алексей Коренев, помимо снижения процентных ставок по кредитам, идет снижение ставок и по депозитам, что в свою очередь уже отразилось на динамике оттока средств. И здесь встает вопрос привлечения ресурсной базы.
С учетом тренда последних лет на стагнацию чистой процентной маржи роль комиссионных доходов усиливается. Однако среди топ-100 банков по активам имеется всего несколько банков, которые полностью покрывают свои операционные расходы за счет чистого комиссионного дохода, говорит Людмила Кожекина.
В данной связи в пресс-службе Сбербанка отмечают, что доля чистого комиссионного дохода в операционном доходе до резервов Северо-Западного банка ПАО Сбербанк по итогам первого полугодия 2019 года составила около 33%. В Сбербанке ожидают рост показателя в связи с развитием нефинансовых решений для бизнеса и физлиц. В прошлом году на территории Банка «Санкт-Петербург» был организован МФЦ для бизнеса, говорит Константин Носков. Также банк развивает партнерские направления в интересах клиентов: бухгалтерия, отправка отчетности, телекоммуникации, полиграфия, почтовые рассылки, поиск персонала, электронный документооборот. «Предпринимателям и компаниям довольно трудно разобраться во всех требованиях и нововведениях, поэтому банки берут на себя роль финансовых консультантов», — обобщает заместитель председателя правления банка «Александровский» Александр Тютюнник. Часть таких сервисов может быть запакована в пакет рассчетно-кассового обслуживания (РКО), часть выведена в отдельные сервисы.
Само по себе усовершенствование пакета РКО — требование времени и усилившейся конкуренции за клиентов. Сегодня удобное РКО с опцией консалтинга по выполнениям требования «антиотмывочного» закона 115-;ФЗ весьма востребовано клиентами в связи с опасениями блокировок расчетных счетов: насчитывается более 200 причин для блокировки в соответствии с требованиями закона и нормами ЦБ, при этом о причине блокировки клиенту не сообщается.