По оценкам экспертов, совокупный экономический ущерб от неинфекционных заболеваний в России составляет 3,6 трлн рублей в год, что эквивалентно 4,2% ВВП. Современные подходы к профилактике и лечению заболеваний основываются на концепции модификации факторов риска, которые могут быть использованы для эффективной первичной и вторичной профилактики заболеваний, их лечения и реабилитации. Модификация рисков широко применяется в различных государственных сферах и определяется политикой, программами и законодательным регулированием в отношении источников вредных факторов, в числе которых стресс, гиподинамия, избыточное потребление соли, потребление алкоголя и курение табака. По мнению экспертов, ученых и врачей, для эффективной борьбы с этими угрозами пришло время обратить внимание на современные технологии, научные доказательства и комплексные практики модификации рисков. Внедрение комплексного рискориентированного подхода в регулировании с учетом объективных данных научных исследований позволит существенно снизить вред от неинфекционных заболеваний и спасти миллионы жизней.
Руководитель Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков, старший научный сотрудник РНИМУ им. Н. И. Пирогова Александр Розанов на первое место в списке возможных рисков ставит табакокурение: оно приводит к развитию большого количества заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и онкологических. «Как раз на примере курения хорошо раскрывается концепция модификации рисков — то, чем занимается наша ассоциация. К каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Одно дело — недавние курильщики: здесь велики шансы, что им удастся бросить. Но если человек курил последние 40 лет своей жизни, то он вряд ли бросит за раз — здесь нужно думать, как снизить уровень вреда. Тут хорошо работают вспомогательные технологии — никотинзаместительная терапия, а для пациентов, которые не отказываются от потребления табака, возможен переход на альтернативные никотинсодержащие продукты, например электронные системы нагревания табака (ЭСНТ)», — поясняет Александр Розанов.
«О концепции модификации риска и снижении вреда, связанного с курением, мы говорили с 80-х годов прошлого века. Необходимо снижать не только объемы потребления табака, но и идти по пути снижения уровня токсических веществ: чем меньше канцерогенных веществ и смолы — тем ниже риск. Курение по международной классификации считается болезнью, и лечить ее нужно соответственно, возможно, даже в рамках обязательного медицинского страхования», — говорит руководитель отдела клинической эпидемиологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Блохина» Давид Заридзе. «Запретить курение невозможно, важно предложить альтернативу с постепенным снижением уровня вреда, которую можно рассматривать как начало постепенного отказа от курения. И рекомендовать тем пациентам, кто не может бросить курить, переходить на электронные системы нагревания табака. Профилактика должна быть основана на клинической практике и научных доказательствах. Лекарство невозможно к продаже без рандомизированных исследований. Инновационные системы доставки никотина имеют доказательную базу того, что уровень вредных веществ снижен, содержание канцерогенов ниже за счет уменьшения уровня нагревания», — констатирует Давид Заридзе.
Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов в ходе дискуссии раскритиковал жесткий подход Всемирной организации здравоохранения к курильщикам и никотинсодержащей продукции. По его мнению, подход к борьбе с табакокурением и другими вредными привычками должен быть целостным. Он предлагает ориентироваться на те подходы, которые уже зарекомендовали себя в экологической сфере — постепенное формирование здоровой экосистемы за счет инвестиций в разумное снижение факторов риска. «Если у нас есть продукты, которые заменяют сигареты и снижают риск смерти и заболеваний, безусловно, эти продукты надо в формате экосистемы внедрять. А не так, чтобы спорадически это развивалось. Мы приравниваем сигареты, что называется old school, к альтернативным источникам доставки никотина, облегчающим жизнь, снижающим риски, а главное — риск преждевременной смерти», — уточняет Артем Кирьянов.
«Профессиональное сообщество должно оценить факторы риска и выработать научно обоснованные рекомендации, основанные на доказательной базе. Затем уже Минздрав рассматривает эти инициативы. Здесь роль профессиональных сообществ неоспорима и решения относительно клинических рекомендаций должны быть реализованы на стыке разных нозологий и врачебной практики, — говорит директор Московского клинического научного центра имени А. С. Логинова Игорь Хатьков. — Для меня важным является посыл, что курение — это болезнь. И как в работе с любой болезнью, необходимы клинические исследования, новые рекомендации использования инновационных продуктов, работа экспертных врачебных сообществ по коррекции методических рекомендаций, внедрение этих продуктов в практику, профилактическая деятельность и методологическая помощь курящим в переходе на продукты со снижением вреда здоровью».
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содружество производителей фирменных торговых марок» (Русбренд) Алексей Поповичев говорит о необходимости качественного диалога между медицинскими организациями, органами власти и бизнесом. «Мы как никто другой видим, как оперативно бизнес реагирует на запросы по снижению вреда и улучшению качества для потребителя. Что касается альтернативных систем доставок никотина — это тоже работа с запросом общества. Если человек не может отказаться от привычки, бизнес должен предложить ему новый продукт, созданный в рамках концепции снижения вреда курения. Научно обоснованный подход может помочь избежать рисков и предложить рынку и потребителю сбалансированное решение», — считает он.
Председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов уверен, что проводить пропаганду здорового образа только через запреты неэффективно. «Если мы говорим о малом бизнесе и о том, готов ли он включиться в процесс модификации снижения рисков — в целом, готов. Но реальное снижение уровня табакокурения зависит и от того, сколько в России будет продаваться контрафактной табачной продукции. Нужно не просто бороться с контрафактом, но и продвигать инновационные решения. Модификация рисков и их снижение должны стать системой, в том числе экономически выгодной для малого бизнеса и улучшающей качество, насколько это возможно, жизни потребителя», — полагает Сергей Борисов.
«Необходимо поддерживать меры, которые позволяют детально информировать курильщиков о рисках, связанных с курением, поддерживать эффективное регулирование, приводящее к снижению потребления сигарет, ограждать несовершеннолетних от потребления никотина в любой форме. Но вместе с тем люди, которые продолжают курить, должны иметь возможность перейти на менее вредные альтернативы и быть надлежащим образом осведомленными о возможностях снижения вреда для здоровья. Существенные перемены могут быть достигнуты только за счет совместной работы всех заинтересованных сторон. И жесткая позиция, запугивание здесь работают хуже, чем открытый диалог, возможность выбора меньшего из зол. Регуляторная политика государства должна учитывать это и работать не только на запреты, но и предлагать возможные решения, которые будут помогать потребителям сделать осознанный выбор. Как показывает опыт других стран, этот подход дает наиболее устойчивый эффект для изменения поведения и в целом всего общественного здравоохранения», — резюмирует Александр Розанов.
Справка:
Ассоциация медицинских специалистов по модификации рисков создана представителями научного, врачебного и R&D-сектора с целью внедрения передовых практик и обмена врачебным опытом на международном уровне в области профилактики, лечения и реабилитации после заболеваний.
Посмотреть полную трансляцию сессии можно по ссылке.