Еще в начале года все экономические показатели города находились в зоне роста, однако уже в первом квартале на пути развития возник ряд препятствий: резкое снижение цен на нефть, курсовые колебания и самое главное — пандемия COVID-19. Первые два стресс-фактора для нашей экономики не новы и, например, продовольственный сегмент благодаря политике импортозамещения практически не зависит от импортных поставок и валютных колебаний. Пандемия в наибольшей степени повлияла на результаты городской экономики в первом полугодии. Пик ограничений затронул 60% от общего числа организаций. Максимальный уровень закрытости экономики (количество рабочих мест, деятельность которых находится под ограничениями) в Петербурге зафиксирован в начале мая — 25%, то есть касался каждого четвертого работающего. Снижение показателя закрытости практически синхронизировано со снижением количества заболеваемости. На сегодняшний день основная часть ограничений снята, и уровень закрытости экономики на данный момент составляет 0,3%.
В наибольшей степени пандемия затронула отрасли, относящиеся к потребительскому сегменту: организации культуры, туризма и спорта, организации дополнительного образования, стоматология, розничная торговля непродовольственными товарами, общественное питание и деятельность пассажирского транспорта. Оборот розничной торговли снизился на 8,1%, прежде всего за счет непродовольственного сегмента (минус 13%). «Объем платных услуг за полугодие сократился на 21%. Более всего снизился оборот общественного питания — минус 30%. По итогам года мы ожидаем улучшения показателей в потребительском секторе, хотя результаты и сохранятся в отрицательной плоскости к предыдущему году, поскольку для этих видов деятельности характерно отсутствие отложенного спроса. Выручка, полученная потребительским рынком во время пандемии, не будет скомпенсирована спросом во второй половине года», — считает Валерий Москаленко.
С учетом факторов восстановления (эпидемиологическая стабильность и комплекс мер государственной поддержки бизнеса) в текущем году оборот розницы составит 97% по отношению к 2019 году.
По прогнозам, розница будет расти на 3,3% ежегодно и составит 2 трлн рублей в 2023 году. В том же прогнозном периоде темп роста оборота общественного питания составит 5,3%, платных услуг — 3%.
В комплексе мер поддержки для восстановления экономической активности Валерий Москаленко называет освобождение и отсрочку от уплаты налогов и аренды, льготное кредитование и реструктуризацию задолженности, социальные выплаты населению и мораторий на контрольно-надзорные мероприятия. «В апреле индекс промышленного производства показал снижение на 21%. Такое снижение в промышленности является вторым по глубине падения после апреля 2011 года, когда выпуск сократился на 22,4%. По мере снятия ограничений уровень экономической активности промышленного сектора показал положительную динамику: в мае рост 3,3%, а в июне уже 7,7%. Однако полностью в полугодие скомпенсировать замедление производства не удалось. По итогам полугодия индекс промышленного производства продемонстрировал снижение на 5,2%», — уточняет Валерий Москаленко.
Отрицательная динамика отмечалась в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос и на производство потребительских товаров длительного пользования. При этом положительная динамика просматривалась в производстве пищевых продуктов, лекарственных средств и химическом производстве. Благодаря программе локализации, зависимость промышленности от внешних факторов значительно ниже, чем в предыдущие кризисные периоды.
В прогнозах по итогам 2020 года — восстановить объем промышленного производства до уровня 2019 года, то есть до 92,2%.
К факторам восстановления производства относятся освобождение и отсрочка от уплаты налогов, отсрочка по аренде, программы льготного кредитования, займы и поручительства институтов развития и мораторий на контрольно-надзорные мероприятия. «Несмотря на все сложности 2020 года, считаю, что качество жизни города должно оставаться главным приоритетом социально-экономической политики развития Санкт-Петербурга», — резюмирует Валерий Москаленко.