Дорога из Петербурга Москву занимает теперь все меньше времени. Чуть больше часа на самолете (прибавляйте в обратную сторону жуткую навигацию в московских аэропортах, и получаем от 4 до 6 часов на выходе), около 7 часов по новой трассе или 4 часа на «Сапсане». Можно выбрать любой вид доставки своего бизнес-тела до точки.
Многие петербуржцы работают сразу в двух городах. Наша редакция не исключение. Утром садишься в «Сапсан», и, если раньше можно было закрыть глаза и поспать, то сейчас вагоны стали напоминать советские дворы, где все с друг другом здороваются, одобрительно кивают издалека и непременно хотят поделиться новостями. Примерно через час все успокаивается, и вагон погружается в дрему.
Решать вопросы, которые можно обсудить и в родном городе, теперь стало принято и в Москве. В Петербурге с этим же человеком тебя ждёт неспешная часовая беседа, из которой 10 минут о деле будут лишь в конце. Далее — на пару минут разговор о срочности и неотвратимости совместной работы. Затем коммерческое высылается в обе стороны (потому что деловые петербургские люди непременно договариваются о двустороннем сотрудничестве), и в 90% случаев или оба навсегда забыты, или все оплачено сразу. В «Сапсане» этот же собеседник преображается: за 3 минуты он сообщает суть вопроса и ждёт в ответ (обычно завтра) коммерческого. Через пару дней он оплачивает счёт и присылает свое коммерческое предложение, которое, как правило, действительно оказывается обоюдовыгодным. Что происходит с петербуржцами в момент отъезда на поезде в сторону Москвы, объяснить трудно. Возможно, мистика.
Говорят в дороге о разном, но есть и постоянные темы, например, о том, что за последние годы Москва и Петербург примерно сравнялись по ценам на еду и жилье, а также по зарплатам. Что еще 5 лет назад (при равном уровне жизни) разница в ценах была в три раза. Сегодня примерно одинаковый чек вы потратите при прочих равных условиях в обеих столицах.
Много говорят под стук колёс о том, что звание «культурной столицы» Петербург неотвратимо начинает терять, как ни больно это осознавать. Культура все ещё живет в городе на Неве, но культурная активность переместилась в Москву. Мероприятия живые, интересные, много бесплатных инициатив. Лекции на любой вкус, красиво украшенный город побуждает к прогулкам и посещениям музеев.
Говорят о том, что давно в Петербурге не было хозяина, который бы развивал город, что все встало и инвестиции в город не приходят. Что сонно, тихо и местами интеллектуально. Градус интеллигентности от почти дворянского умения «держать себя» до презрительного «молодой человек, здесь вам не Москва» начинает сходить на нет, потому что приезжих стало больше, чем местных — как и в Москве.
В вагонных спорах сходятся на том, что если раньше шли дебаты, где лучше жить, то сейчас Петербург плавно становится тихим предместьем Москвы.
Впрочем, мысль не нова: Чехов писал больше 129 лет назад о своих противоречивых чувствах к двум городам: «В Москву я переберусь... когда соберу толику денег, необходимую для перевозки, — сообщал Чехов Н. А. Лейкину. — Квартиру нашел я себе (650 р. в год) в Кудрине на Садовой, д. Корнеева... Квартира, если верить сестре, хороша... Собака-домовладелец, у которого я буду жить, требует плату за 2 месяца вперед, а у меня сейчас ни шиша».
«Я навсегда москвич». Это убеждение выражено и в одном письме Антона Павловича середины 80-х годов: «Без Москвы не могу себя представить», «Такова уж моя „планида“, чтобы остаться навсегда в Москве... Тут мой дом, и моя карьера».
«Мне хочется приехать в Петербург, хотя бы для того, чтобы два дня лежать в комнате неподвижно и выходить только к обеду» (письмо от 11 декабря 1891 г.).
«Из Петербурга я бежал, потому что стало вдруг противно ничего не делать и изображать гостя» (апрель 1895 г.).
И снова о Москве: «Кажется, всё есть: и воздуху много, и экспрессия, и колорит... Но главное-то где? Где идея? В чем тут идея?», «необыкновенно важный, косой от зависти, с громадной печенкой, желтый, серый, плешивый, брожу я по Москве из дому в дом, задаю тон жизни и всюду вношу что-то желтое, серое, плешивое...».
В обратном направлении все иначе. Разговоры в основном философские, в стиле всезнающего таксиста. Коммерческих друг другу не обещают, как и легкой жизни. О культуре не говорят. Но обязательно договариваются о следующей встрече в Москве: зачем, пока сами не знают, но к тому времени найдётся.