«Наша компания более 5 лет занимается поиском и подбором топ-менеджмента, и мы с уверенностью можем сказать, что процессы подбора пятилетней давности значительно отличаются от сегодняшних. Особенно радикальной стала трансформация в пандемийные годы. За это время изменилось многое: скорость процессов, инструменты, каналы поиска, активность кандидатов. Поэтому мы решили провести комплексное исследование того, как пандемия COVID-19 повлияла на рекрутмент. При этом для нас важно было сделать анализ максимально ориентированным на практический опыт. Мы хотели не только понять, с какими трудностями столкнулись HR-специалисты, в каком формате и при какой нагрузке работали компании, но и как изменились требования и ожидания кандидатов, какие каналы поиска помогали быстрее и успешнее закрывать позиции разных уровней. Для нас это возможность в первую очередь синхронизировать свой опыт с коллегами по рынку, поделиться своими решениями и наблюдениями и найти точки роста», — объясняет основатель и генеральный директор компании «Сотер» Милана Джиджоева.
Как показал опрос, 40 % компаний в пандемийный период работали в гибридном режиме, 18 % работали полностью в удаленном формате. И несмотря на то, что к новому формату многие привыкли, сохранить удаленку намерены лишь 4 % респондентов. Дистанционный формат взаимодействия активно использовался и HR-департаментами: 40 % полностью перевели процесс подбора и найма в онлайн-формат. И все же 54 % на финальное интервью приглашали в офис. Четверть представителей HR-сферы уверены: различий в эффективности онлайн и очного подбора нет. Еще четверть видит достоинства такого взаимодействия, но применять не намерена. Более 40 % планируют постоянно использовать.
Изменившиеся условия работы, спрос и предложение потребовали от HR-специалистов гораздо большего объема работы. Количество вакансий на одного сотрудника в месяц в период пандемии почти в 40 % случаев превышало 10, а в 11 % было более 30. Показательна в этом отношении динамика числа кандидатов на одну вакансию. 37 % респондентов отмечают, что этот показатель значительно сократился. Еще 24 % хоть и отмечают снижение, но называют его незначительным.
Дольше всего закрывались вакансии на топ-позиции — если они, конечно, были, ведь более 30 % компаний такие вакансии в период пандемии не открывали. На подбор таких специалистов почти в 30 % случаев уходило порядка 3–4 месяцев. Позиции линейных руководителей закрывались в среднем за 1–2 месяца — это подтвердили более 40 % респондентов. Такие же сроки закрытия (1–2 месяца) были у позиций IT-специалистов и инженеров (48 % опрошенных) и массового персонала.
В топе поиска в пандемию вполне ожидаемо были IT-специалисты: они требовались 70 % респондентов. На втором месте — квалифицированные специалисты (66 %). При этом и те, и другие требовались и максимально часто: на ежемесячной основе их искали 46 % и 52 % соответственно. В топ-3 также входил рабочий персонал в сфере торговли, производства, промышленности и строительства.
Респонденты отмечают появление в пандемийный период нескольких важных изменений в поведении кандидатов. С одной стороны, кандидаты менее охотно меняли место работы, отдавая предпочтение стабильности, а не новым возможностям. С другой, выросло число тех, кто менял работу не единожды за год. Еще один значимый тренд — рост зарплатных ожиданий. Правда, он связан преимущественно с самой востребованной категорией персонала — IT-специалистами. 44 % респондентов заметили увеличившиеся запросы среди таких соискателей.
«Все эти тренды, а также ряд других, отмеченных в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что на рынке произошли колоссальные изменения, которые нужно учитывать при выстраивании кадровой стратегии представителям всех отраслей. Такие тектонические сдвиги уже не позволят вернуться к докризисной ситуации, менять придется всё — от инструментов рекрутмента и каналов продвижения HR-брендов до программ мотивации персонала», — резюмирует Милана Джиджоева.
Исследование проводилось специалистами компании «Сотер» в несколько этапов в период с марта по октябрь 2021 года. География исследования включает почти 30 регионов России. В опросе приняли участие руководители HR-отделов и специалисты по подбору персонала, представляющие бизнес разного размера и большинство отраслей экономики. Полная версия исследования здесь.