Вопросу о смертной казни посвящена значительная часть книги председателя КС «Конституционное правосудие: процедура и смысл». Ее электронный вариант появился на сайте суда.
Зорькин делает обзор философской мысли о применении смертной казни, как зарубежной (Кант, Гегель), так и отечественной (Чичерин, Нерсесянц), подчеркивая, среди прочего, исторический контекст, в котором высказывались эти точки зрения.
«Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно», — написал Зорькин.
Он отмечает, что Конституционный суд «продемонстрировал готовность преодолевать в случае необходимости стереотипы массового сознания в таком принципиальном вопросе, как отмена смертной казни».
В РФ, председатель КС, «начиная с 1996 года, de facto и de jure действует длительный мораторий на применение смертной казни, в результате чего возникла — в силу обязательств и статуса России как государства-участника Совета Европы — необратимая правовая ситуация, сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого сформировались устойчивые гарантии неприменения смертной казни».
Вместе с тем он подчеркивает, что отменить смертную казнь может только законодатель.
«Суд лишь сделал практически бессрочным мораторий на ее назначение и применение. Дальше пойти он не мог, так как — в нарушение принципа разделения властей — вышел бы пределы своих полномочий», — высказался Зорькин.