«Если говорить об онлайн-торговле алкоголем с участием разных операторов, в ковид это имело смысл. И то с ограничениями. Но сейчас, на мой взгляд, при том количестве легальных физических магазинов острой необходимости в таком дополнительном канале продаж нет. Последствия этого разрешения могут быть непредсказуемыми», — отметил он.
«Если будет обеспечен жесткий контроль по всей цепочке, тогда это возможно. Но пока такой уверенности нет», — высказался Алешин.
По словам Алешина, в 2023 году лицензированных точек розничной продажи алкоголя стало на 35 тысяч больше. «И появились они, прежде всего, в небольших городах. Это тоже косвенно указывает на легализацию рынка», — отметил чиновник.
Интернет-торговля алкоголем в России запрещена с 2007 года, но все последующие годы предпринимались попытки ее легализации. Сначала Минфин подготовил соответствующий законопроект, ориентированный на начало онлайн-торговли с 2020 года. Но против этого выступили Минздрав и МВД.
В 2021 году президент поручил правительству и «Почте России» провести эксперимент по продаже российских вин. Канал продаж должен был администрироваться через агрегаторы «Почты России». Предполагалось, что продажи начнутся в 2023 году.
Затем правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по розничной онлайн-продаже отечественного вина с 1 ноября 2023 года по 31 июля 2026 года на территории Москвы и Московской области. Однако МВД заявило, что выступает против проведения эксперимента. В министерстве отметили, что ведомство не участвовало в подготовке этого законопроекта, разработкой которого занимался Минфин.
В то же время Минсельхоз поддерживал эту идею. «Мы полностью поддерживаем данную инициативу. Мы с Минфином долго работали над законопроектом, который утверждал эксперимент через «Почту России», — говорила в октябре замминистра сельского хозяйства Марина Афонина.
Выступивший на том же форуме бизнес-омбудсмен, бенефициар «Абрау-Дюрсо» (ведущий производитель шампанских вин в России) Борис Титов сетовал, что продажа вина через интернет остается большой проблемой. «Во всем мире это реализуется, никому это не мешает. У нас в этом большой ступор», — сетовал он.