Культурные учреждения отнесли к пострадавшим отраслям экономики. Обвал был подобен снежному кому, театры, музеи, концертные залы надолго лишились главного — своих зрителей. Потери некоторых ведущих организаций исчислялись миллиардами рублей. Многие представители творческих профессий остались без работы. Но выстояли практически все.
Предполагалось, что каждый участник культурного форума расскажет о своей стратегии успешного выживания. Но организаторы решили не рисковать безопасностью — форум отменили (как и в прошлом году) из-за тревожной эпидемиологической ситуации. Может быть, в какой-то степени это и есть ответ на вопрос о том, как сегодня живет культура.
Ситуация неоднозначная. Еще только предстоит оценить потери и приобретения. «Пандемия, многочисленные ограничения во многом усложнили жизнь творческой сферы, но и преподнесли множество важных уроков. Главный из них состоит в том, что наша культура, которая внезапно утратила комфортную, привычную структуру, получила значительную свободу развития, научилась работать в разных форматах, приобрела возможность многовекторного развития и соединения с процессами, происходящими в мире», — говорит известный исследователь, доцент Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Вадим Высоцкий.
Гармоничное тождество усилий и результатов принесло свои плоды. В одном из интервью министр культуры России Ольга Любимова подчеркнула, что культурные институции «вышли из сложившейся ситуации очень достойно, продолжив радовать своих преданных зрителей качественным онлайн-контентом». Несмотря на отмены афиш во время самоизоляции, музыканты привыкли выступать без зрителей, дали рекордное количество трансляций. Театры смогли поставить даже онлайн-премьеры спектаклей. Музеи, многие из которых давно имели свои виртуальные площадки как приятное дополнение, превратили их в единственную возможность посмотреть экспозицию.
Один из главных театров города — Мариинский — с первых же дней пандемии начал нести колоссальные потери. Его художественный руководитель Валерий Гергиев не раз подчеркивал, что даже в такой ситуации театр не перестал быть великим российским театром из-за вируса, и все эти месяцы по возможности осуществлял свои проекты в экстремальных условиях. С начала онлайн-показов его концерты и спектакли посмотрели больше 50 миллионов зрителей, организовано больше 60 трансляций репертуарной классики и уникальных концертов.
В течение всего этого года менялись условия, цифры допустимого количества зрителей на один спектакль. Но коллектив работал и работает с полной отдачей. С сентября Мариинский театр дал возможность увидеть все премьеры. Кроме «Орлеанской девы» и «Тангейзера» — это знаменитая «Летучая мышь» Штрауса, «Сельская честь» Масканьи и другие. Все с нетерпением ждут балетной премьеры — «Дочь фараона» по мотивам спектакля Мариуса Петипа 1862 года.
Один из главных музеев — Государственный Эрмитаж — во время локдауна (с конца марта по июль 2020 года) потерял 80% своих посетителей. В 2019 году их было почти 5 миллионов, в 2020 — 836 тысяч. Но, как убежден его директор Михаил Пиотровский, музей остался музеем — в непростую пору изоляции в нем побывали онлайн 70 миллионов человек из разных стран мира. Удалось многое сделать, подготовить целый цикл познавательных, нестандартных и увлекательных экскурсий, которые вели лучшие профессионалы.
В мировой топ посещаемости в самый трудный период смог войти Русский музей. Музей, можно сказать, был подготовлен к возможным неожиданностям всей работой за последние годы. Его виртуальные двери открыты много лет.
В 2020 году онлайн-трансляции посмотрели почти 25 миллионов зрителей. «Безусловно, даже самые современные цифровые технологии не могут заменить живой спектакль, реальную экскурсию в музей, концерт „глаза в глаза“, — подчеркивает Вадим Высоцкий. — И нужно искать и находить баланс, равновесие в смене форматов».
Несмотря на послабления режима — например, театрам и музеям разрешено работать в условиях нынешнего ноябрьского локдауна, в Петербурге отменили еще одно важное событие — XII Международный фестиваль камерного исполнительства, к которому давно готовились. Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга, художественный руководитель фестиваля Борис Березовский назвал отмену трагедией. И как тут не вспомнить немецкого философа Фридриха Ницше, который заметил, что «культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Она спасает нас. А мы должны спасать ее всем миром.