На официальном сайте ГД РФ говорится: в постановлении отражены рекомендации Правительству. В том числе: принять меры, направленные на повышение роли и престижа профессий медицинского работника и педагогического работника, повышение уровня их социальных и трудовых гарантий«. «От обеспеченности кадрами в сфере здравоохранения напрямую зависит качество медицинской помощи, а значит, и здоровье людей», — отмечал ранее председатель ГД РФ Вячеслав Володин.
Одно из предложений в своем ТГ-канале прокомментировал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов: «Мы должны прийти к единой методике определения дефицита кадров, а также единой методике прогнозирования кадровой потребности и мониторинга карьерного трека каждого выпускника, чтобы принимать выверенные и взвешенные решения по вопросу регулирования кадровой и образовательной политики в сфере здравоохранения».
Что касается масштаба проблемы, то в сентябре 2024 года, ссылаясь на данные Министерства здравоохранения РФ, издание Medvestnik.ru приводило такие цифры: дефицит врачей в России составляет около 25-26 тысяч человек, среднего медперсонала — порядка 50 тысяч. По мнению председателя профсоюза медработников «Действие» Андрея Коновала, реальный дефицит кадров в отрасли в 2-3 раза больше. И он продолжает нарастать. «В 2012 году дефицит врачей в России оценивался в 152,8 тысяч человек, нехватка среднего медперсонала — 800 тысяч человек. Можно предположить, эти расчеты были сделаны на основе штатного расписания — сколько ставок не заполнено. В 2013 году перешли на новую методику — „численность медработников на душу населения“, исходя из общих критериев. И неожиданно, волшебным образом, дефицит снизился: по врачам — до 40 тысяч человек, по среднему медперсоналу — до 270 тысяч человек. И дальнейшую динамику стали отслеживать уже на основе этих показателей, которые не факт, что отражали реальную ситуацию. Но если брать статистику по количеству людей, то мы на протяжении десятилетия видели прямо противоположную картину — численность работников сокращалась. И это вступает в противоречие с данными по дефициту кадров, которые озвучивает Минздрав», — говорит Андрей Коновал.
Профсоюз «Действие» приводит в пример тындинскую больницу (Амурская область). «В акушерском отделении всего одна врач-неонатолог, которая мало того, что трудится за четырех врачей и без выходных, так еще теперь осталась в некоторые смены без медсестры. При таком положении дел скоро Тында останется вообще без неонатолога, потому что никто не выдержит такой нагрузки», — описывает ситуацию руководитель профсоюза «Действие». «Не менее проблемная ситуация и в других подразделениях лечебного учреждения. В хирургическом отделении, рассчитанном на 43 койки (но которое нередко увеличивается до 50 койко-мест), в соответствии с порядком оказания медпомощи, утвержденным приказом Минздрава от 15.11.2012 № 922н, должно быть 6 ставок врача-хирурга, 13,62 ставки медсестры палатной, 13,62 ставки младшей медсестры и 13,62 ставки санитарки. Штатное расписание предусматривает всего 10,5 ставок медсестер палатных и 9,5 санитарок (младшие медсестры в штатном расписании хирургического отделения почему-то отсутствуют). Фактически работает 6 врачей-хирургов, 5 палатных медсестер, две процедурные медсестры, одна перевязочная медсестра. То есть медсестер палатных в два раза меньше, чем предусмотрено штатным расписанием, и почти в три раза меньше, чем предусмотрено порядком оказания медпомощи по профилю „хирургия“», — отмечено в официальном комментарии профсоюза.
По словам Андрея Коновала, одна из тревожных тенденций последнего времени — указания от руководства лечебных учреждений о том, чтобы исключать из штатного расписания вакантные ставки в медучреждениях. Эксперт полагает, что это делается для того, чтобы улучшить формальные показатели и сделать статистику более привлекательной. «То, что проблему решать надо — в этом нет никаких сомнений. Другое дело, что методика действительно должна быть объективной, чтобы результатом ее применения стало понимание фактического положения дел. Простой пример. Если даже считать дефицит по количеству вакантных ставок, надо иметь в виду, что и в заполненных ставках львиная доля закрывается совместителями или путем увеличения рабочей нагрузки. И, по нашим наблюдениям, в настоящее время сверхнагрузка на медработников в среднем может быть оценена как двукратная», — резюмирует Андрей Коновал.
Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский еще более критичен в своих оценках ситуации: «Методики предлагать можно. Вопрос в том, позволит ли это реально устранить кадровый дефицит. У нас огромное количество врачей уходит из госсектора в частную медицину. И достаточно большое количество специалистов уходит вообще из отрасли. Никакие методики не помогут, пока не будут решены концептуальные вопросы. Здравоохранение — это сфера, имеющая прямое отношение к безопасности. И организована она должна быть по принципу армии».