Уголь по-прежнему считается самым доступным топливом. В России в 2023 году было добыто 438 миллионов тонн угля, из которых 213 миллионов тонн ушли на экспорт. Эта отрасль обеспечивает 10% экспортной валютной выручки и около 40% экспортного грузопотока.
Закономерно, что угольной отрасли было уделено большое внимание в ходе проведения «Российской энергетической недели — 2024», а в обсуждении перспектив развития угольной отрасли нашей страны принял участие заместитель министра энергетики Сергей Мочальников. К сожалению, в последнее время угольная отрасль России переживает непростые времена. Из-за санкций пришлось перестраивать логистические маршруты, искать новых потребителей, столкнуться с падением экспортных цен на уголь. Свой вклад в сложности, переживаемые угольной отраслью, вносят и в России.
Экспорт угля из России ограничивается возможностями транспорта, тарифной политикой. Губернатор Кузбасса Илья Середюк отметил, что в экономике региона угольный сектор играет базовую роль. Шахтеры Кузбасса могут ежегодно добывать 256 миллионов тонн. Запасов угля хватит на 100 лет. В угольной промышленности Кузбасса занято более 100 тысяч человек, а сама отрасль обеспечивает 40% налоговых поступлений в бюджет региона. Практически 17 городов области завязаны на угледобычу. Увы, из-за падения объемов вывоза угля на экспорт, падения мировых цен, бюджет области в 2024 году недосчитается 60 миллиардов рублей. Стоимость одной тонны энергетического угля упала до 115 долларов, а коксующегося угля — до 190 долларов. Все предприятия угольной отрасли работают с убытком. Отправка угля на экспорт упала на 21%.
Негативное влияние на угольную отрасль оказывают высокий уровень транспортных расходов, зависимость от импортного оборудования, сложность финансовых расчетов, заградительные пошлины. Илья Середюк считает, что с РЖД необходимо заключать долговременные соглашения на перевозку угля с понижающим коэффициентам, со скидками на перевозку, как это сделано для перевозки нефти и нефтепродуктов. РЖД опустила уголь в предпоследнюю очередь приоритетов для перевозки.
Обеспокоенность Ильи Середюка нынешним положением дел в угольной отрасли поддержал глава Республики Саха Айсен Николаев, хотя в Якутии сложилась более благоприятная ситуация. Более того, добывая сейчас 38 миллионов тонн угля в год, здесь планируют к 2028 году выйти на ежегодный показатель в 50 миллионов тонн. Этому способствует то, что от Эльгинского каменноугольного месторождения к порту Эльна на берегу Охотского моря построена частная железная дорога для перевозки угля и отправки его на экспорт морским транспортом. Протяженность Тихоокеанской дороги составляет 531 километр с пропускной способностью 18 пар грузовых поездов. Частная компания, ООО «УК «Эльга», приобретет 15 локомотивов и 1200 вагонов. Строительство железной дороги, закупка подвижного состава и строительство порта обошлось в 146,6 миллиарда рублей со сроком окупаемости в 7 лет.
Айсен Николаев посетовал на то, что не убрали экспортные пошлины на коксующийся уголь.
Дмитрий Исламов, депутат Государственной Думы, зампредседателя комитета по энергетике подчеркнул, что без угля невозможно представить отопление в Сибири, Якутии, на Дальнем Востоке. В угольной отрасли трудится 150 тысяч человек. Она фактически финансирует железную дорогу, морские порты, морские пароходства, перевозящие уголь судами, машиностроение. В сентябре 2024 года тонна угля стоила 99 долларов. Из них 23 доллара ушли железной дороге, 24 доллара — в доход оператора, 17 долларов — перевалка угля в портах, 10 долларов — морскому транспорту, а тем, кто добыл уголь, остается 25 долларов. А ведь еще нужно уплатить налоги. Тарифная политика железной дороги удивляет. С 2019 по 2021 год тарифы росли на доли процента, сейчас они поднялись уже на десятки процентов. Нужно установить тарифы на перевозки по железной дороге на 10 лет и на такое же время утверждать объемы по поставкам оборудования для угольного машиностроения.
В российской угольной отрасли появилось пополнение в виде шахт Донецкой и Луганской народных республик. По словам заместителя председателя правительства ДНР Андрея Чиркова, шахтерам на Донбассе приходится добывать уголь в условиях СВО. Инвесторам передано 6 шахт, в модернизацию которых вложено 18 миллиардов рублей. Шахтеры республики добыли 3,5 миллиона тонн угля. Угольщиков Донбасса выручает то, что они отправляют уголь через Мариупольский порт, а также нахождение в свободной экономической зоне. Министр топлива и энергетики ЛНР Денис Ярош сообщил, о завершении передачи инвесторам 11 шахт из 13. Инвестиции в модернизацию составят 43 миллиарда рублей. Добыча угля может составить 11 миллионов тонн в год.
К сожалению, в настоящее время из-за спада в металлургии упал спрос на коксующийся уголь в Китае. Влияние также оказывает конкуренция Монголии и Австралии. Так, Монголия поставляет в Китай 49% коксующегося угля, а Россия — 29%. Спрос на энергетический уголь растет в Турции, а в Китае и Индии самостоятельно наращивают добычу угля.
Оптимистично настроен относительно перспектив угольной отрасли директор по стратегии компании «СУЭК» Роман Головин. Он считает, что потребление угля вырастет за счет ввода в строй угольной электрогенерации. Это приведет к тому, что Россия сможет нарастить объемы экспорта угля на 70-90 миллионов тонн. Поставки угля в Китай и Индию могут вырасти в полтора раза. Реальную конкуренцию России способна составить только Австралия.
Сергей Мочальников, подводя итоги обсуждения проблем угольной отрасли, отметил, что ни один прогноз на 10 лет вперед не сбывается. Но, если говорить об угле, то его заменить просто нечем. Тем более, что в мире уже существуют технологии нулевого уровня выбросов при сжигании угля. Угольная отрасль может рассчитывать на экспорт 350 миллионов тонн угля к 2050 году. Чтобы выйти на такие объемы экспорта, нужно развивать железнодорожную инфраструктуру. Что касается портов, то они уже имеют профицитные мощности по перевалке угля. Внутренние потребности России составляют 175-180 миллионов тонн. «Я верю в уголь», — сказал замминистра энергетики РФ, завершая свое выступление.