Top.Mail.Ru
  • USD Бирж 1.04 +8500.93
  • EUR Бирж 13.86 +81.45
  • CNY Бирж 29.5 --15.66
  • АЛРОСА ао 52.45 -0.15
  • СевСт-ао 1164.6 -24.6
  • ГАЗПРОМ ао 118.57 +-0.88
  • ГМКНорНик 105.78 -1
  • ЛУКОЙЛ 6895 -0.5
  • НЛМК ао 135.04 -1.78
  • Роснефть 575.25 -1.25
  • Сбербанк 264.5 -0.9
  • Сургнфгз 24.135 -0.16
  • Татнфт 3ао 624.2 +-8
  • USD ЦБ 99.87 101.61
  • EUR ЦБ 104.23 105.25
Эксперт года 2025 – прием заявок
Лента новостей

Строить другой цирк

Стиль жизни
Катерина Воcкресенская №11–12 (765)
Строить другой цирк
Входе работы VII Санкт-Петербургского международного культурного форума (ПМКФ) на площадке Фонда Михаила Шемякина в рамках секции «Цирк и уличный театр» была проведена пресс-конференция, в которой приняли участие художник и скульптор Михаил Шемякин, народный артист России Вячеслав Полунин и генеральный директор «Росгосцирка» Дмитрий Иванов.

В рамках форума была открыта выставка о карнавалах в творчестве Михаила Шемякина, где представлены работы художника, все, что происходит с «ожившей» маской. Если в идеале карнавал — полная свобода творческого самовыражения, то его восприятие через призму выставки диаметрально противоположно.

После пресс-конференции «Эксперт С-З», который выступил информационным партнером Культурного форума, обсудил с Вячеславом Полуниным русский карнавал, театр без артистов, внутреннего Гоголя и жизнь как произведение искусства.

— Вы пригласили на форум иностранных организаторов традиционных и современных карнавалов для того, чтобы их опыт помог возродить карнавал в России?

— Не для того, чтобы возродить, а просто, чтобы понять, какие сегодня есть успешные места, где карнавалы показывают себя во всю ширь. Всегда интересно, если кто-то что-то делает параллельно. Это для тебя вдохновение.

— Сейчас обсуждался вопрос трудности адаптации карнавала под наш менталитет...

— Ничего не надо адаптировать. У русских свой карнавал. Когда мы в 1993 году делали первый карнавал в Питере, нам это не стоило никаких трудностей. Собрались 300 человек, 3 дня и 3 ночи делали наш современный карнавал, и никаких проблем не возникло.

— Вы — посол из мира детей в мир взрослых. И если дети счастливы сами по себе, то почему взрослым нужно помогать быть счастливыми?

— Заблудились. Дела, которые они считают более важными, потом оказываются совершенно не важными. В общем, им нужно время от времени напоминать, зачем человек родился, и куда он идет.

— Желание пробить головой потолок, которое заставляет вас двигаться дальше, есть сейчас? Вообще должно ли оно пропадать?

— Ты открываешь дверь в следующую комнату, пока ее обживешь, потом — в следующую комнату. Сейчас я делаю театр без артистов. Уже как минимум год этим занимаюсь. Это не выставка, но серия каких-то пространств, где публика сама включается в действо. Я делаю антологию своих проектов и создаю такие ситуации, когда публика сама себя развлекает. Сама разбирается с тем новым пространством.

— Вы ассоциируете себя с Гоголем, какую-то другую сторону вашей личности. На мой взгляд, Гоголь мрачен, аскетичен и болезненно уязвим. Это трудно соотнести с вами, но, когда внутренний Гоголь побеждает, как вы побеждаете его?

— Это значит, я заблудился. Попал в капкан, который сам себе поставил. Нужно разобраться, как выбраться из этого положения. Я делаю это время от времени. Ну и что? Не туда поехал. Разворачивайся. Нужно быть там, где ты чувствуешь свое предназначение, а не там, куда случайно заскочил.

— Если вы помогаете взрослым, то вам помочь некому, получается, вы как Мюнхгаузен для самого себя...

— Ну, и нормально.

— Вас часто путают с Дедом Морозом...

— Да, меня даже в Лондоне попросили открывать городскую елку вместо Деда Мороза, и я с удовольствием это сделал.

— У Вас правда всегда в кармане конфеты, даже сейчас?

— Сейчас нет, потому что сегодня я пришел на такое серьезное мероприятие в торжественно черном. Поддержал Мишину атмосферу.

— Несколько лет назад были востребованы такие темные стороны юмора, как ирония и цинизм. Какой юмор актуален сейчас?

— Никогда не интересуюсь тем, кто и что модно, актуально, как и что сейчас наиболее... Делаю всегда то, что мне нравится, и все.

— Когда вы были директором петербургского цирка, поняли, что нельзя соединять молодежь и старую школу вместе. С чем это связано? Почему идеи молодых остаются невостребованными?

— Не обязательно зачеркивать путь другому человеку, если ты с ним не согласен. Просто встань в другом месте и делай то, что считаешь нужным.

— Да, но если стоят на этом...

— Значит, придется искать или чердак, или подвал, или другое свободное, никому не нужное место, и там начинать новый цирк. Потому что в старом месте старые концепции, и пусть она с ней живет.

— Как сделать свою жизнь произведением искусства?

— Я думаю, что нужно любить себя. Если ты любишь себя, странно, что ты теряешь часы и дни, секунды, недели, месяцы и годы, делая не то, от чего тебе было бы радостно.

— Быть клоуном — это больно? Ваша профессия требует откровенности до степени уязвимости...

— Ну, почему? Ты же делаешь для других, это вынимает что-то из тебя и отпускает. Иначе это сидит занозой. А так ты это открыл и отдал другим. Все. Ты с этим расстался.

— Вы говорили, что в цирке утеряна поэзия. Как ее вернуть?

— Не надо возвращать. Нужно строить рядом другой цирк. Там поэзии полно.

Санкт-Петербург

Поддержите редакцию EXPERT Северо-Запад

Благодаря вам мы развиваем независимую деловую журналистику в России, готовим отраслевую аналитику и привлекаем к работе лучших экспертов.

Поддержать редакцию
Свежие материалы
WEALTH Navigator Awards 2024: итоги премии
Мероприятия ,Вчера 15:54
Вечером 16 декабря в Москве со сцены театра Et Cetera были объявлены лауреаты WEALTH Navigator Awards 2024 — первой в России премии для выдающихся представителей индустрии private banking и wealth management.
Наша миссия быть первопроходцами накладывается на весьма напряжённые сроки проекта
О принципах государственно-частного партнёрства и о том, как проект будет развиваться, рассказал Алексей Шулепов.