«Тема квартир, где может меняться планировка, сама по себе очень древняя, — рассказывает лауреат Государственной премии России, заместитель генерального директора архитектурного бюро „Земцов, Кондиайн и партнеры“, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член правления Союза архитекторов Санкт-Петербурга, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга Михаил Кондиайн. — По сути, таковым всегда было жилье в Японии: традиционные для этой страны раздвижные перегородки издревле выполняли роль изменения пространства. Оно могло меняться и внутри закрытых помещений, разделяя их на части и объединяя, и снаружи, открывая помещения и закрывая их от природы».
Легкие, скользящие по рельсам деревянные перегородки, затянутые пергаментом, — японский стиль жизнь, который существует на протяжении многих веков, потому что действительно является чрезвычайно удобным. Этот стиль, пусть с некоторой трансформацией, перешел и в нашу культуру, вполне вписавшись во всеобщий процесс многофункциональности.
«В начале прошлого века более-менее обеспеченные люди имели в Петербурге достаточно большие квартиры, где каждая комната имела свой функционал: гостиная, столовая, кухня, кабинет, отдельные детские, гардероб и прочее, — вспоминает нашу историю Михаил Кондиайн. — Потом начали соединяться столовые и гостиные, спальни и кабинеты, отдельные детские превратились хорошо если в общую с двухъярусной кроватью, а то и просто в выделенный уголок».
Сейчас люди чаще всего покупают жилье в ипотеку. И недаром самый большой спрос на рынке недвижимости на однокомнатные квартиры и квартиры-студии: люди экономят и выгадывают каждый квадратный метр.
«Тут-то и возникает необходимость использовать свою жилплощадь по максимуму! — говорит Михаил Кондиайн. — А отсюда вытекает принцип квартир, в которых можно трансформировать пространство в зависимости от потребности жильцов. В большинстве случаев этот принцип основан не на планировке, а на меблировке. Мы давно используем раздвижные двери, раздвижные столы, раскладывающиеся, когда приходят гости; столы-книжки, собирающиеся в тумбочку; кровати-раскладушки сегодня превратились в кровати, которые складываются после использования, поднимаясь и встраиваясь в стену».
Сейчас все идет еще дальше. Не просто раздвижная дверь, а раздвижная стена-перегородка. Большой передвижной шкаф, который с одной стороны является платяным, а с другой — к примеру, частью кабинета. Но такой подход имеет очень важное условие: все это должно хорошо работать и не быть чересчур сложным.
«Мы знаем примеры, когда все в квартире действительно удивительным образом меняется, но в результате оказывается, что справиться с такой переменой пространства не так-то просто, а, к примеру, ребенку вообще невозможно, — обращает внимание Михаил Кондиайн. — Поэтому всегда должен быть разумный компромисс между смарт-квартирой (Smart Flat), в которой все просто хорошо продумано, и квартирой, превращающейся „легким движением руки...“. Движение может быть вовсе не легким, а то и небезопасным».
Впрочем, тема квартир, позволяющих трансформировать пространство, для экспертов представляется достаточно перспективной. Для дизайнеров это направление является полем для творчества, для обычного жителя — возможностью по-разному использовать свою небольшую жилплощадь: ночью — в качестве спальной, днем — как гостиную, утром и вечером — как столовую и т.д.
Используемая таким образом квартира-студия на одного-двух человек способна удовлетворять своих хозяев достаточно долгое время. Потом люди, конечно, могут захотеть расширить свое жизненное пространство, но очень важно, чтобы у них были любые возможности выбора. И квартиры, где с помощью мебели может меняться планировка, им этот выбор предоставляют.
Сегодня сформировалось два понятия, которые неспециалисты нередко путают: «умный дом» как «умное домохозяйство», «умная квартира», «умное жилище» — Smart Home, и «умный дом» как «умное здание» или даже комплекс зданий — Smart Building.
Smart Home — это то, что каждый домовладелец или арендатор жилья может реализовать самостоятельно. На рынке широко представлены коробочные решения «умный дом», которые потребитель приобретает и настраивает у себя дома как конструктор с подробной инструкцией. Такой продукт есть, к примеру, у компании «Ростелеком». И когда мы говорим про «умный чайник» или «умный холодильник» — это пример именно такого сервиса для конечного потребителя. Хотя в большей степени востребованы не «умные чайники», а такие сервисы, как видеонаблюдение, датчики присутствия, протечек, задымления, удаленное управление электрическими розетками и тому подобные.
А вот Smart Building направлен на многоквартирные дома, объекты коммерческой недвижимости, промышленные объекты. Безусловно, от реализации таких решений преимущества получают и конечные пользователи, но заказчиком в данном случае выступает застройщик или управляющая компания. Соответственно, и реализация здесь системная — она касается всего здания полностью, включая придомовые территории.
Другими словами, Smart Building — это автоматизированное управление жилым многоквартирным комплексом, которое берет под контроль работу всех центральных систем: водоснабжения, газо- и электроснабжения, а также отопления и безопасности.
«Таким образом, преимущества от „умного здания“, конечно, получают все его жители, но в первую очередь они связаны с функционированием дома как объекта в целом, нацелены на управляющую компанию, — объясняет директор департамента планирования технической инфраструктуры макрорегионального филиала „Северо-Запад“ ПАО „Ростелеком“ Константин Маевский. — Это прежде всего IP-домофония, видеонаблюдение как дома внутри, так и придомовой территории, а также удаленный сбор информации с приборов учета».
В феврале 2019 года «Ростелеком» ввел в действие пилотный проект «умного здания» — семиэтажный дом на 38 квартир в одной из новостроек города Светлогорска Калининградской области, который оборудовал комплексным ИТ-решением по сбору, хранению и использованию данных ЖКХ. Для каждой квартиры реализована функция онлайн-сбора данных с приборов учета коммунальных услуг: общедомовые и поквартирные счетчики тепло-, водо- и энергоснабжения подключены к проводным каналам передачи данных, что позволяет вести точный учет ресурсов. Доступ к этой информации имеют и жители дома, и управляющая компания. Кроме того, в здании реализован дополнительный сервис защиты от протечек: поставлены датчики, мгновенно фиксирующие любую протечку системы водоснабжения.
Основным драйвером подобных проектов являются, конечно, новостройки, но, как подчеркивает Константин Маевский, технологии, которые использует его компания, могут быть внедрены и во вторичном жилье. Другими словами, «поумнеть» здание может в любом возрасте.
Если говорить о мире в целом, то сегодня подобные технологии более всего востребованы в США. Там, как считают эксперты, спрос на них среди населения достигает 40-45%.
«В России технологического отставания нет, но, в отличие от зарубежного рынка, у нас отстает потребительский платежеспособный спрос, — объясняет руководитель направления проектно-продуктового офиса макрорегионального филиала „Северо-Запад“ ПАО „Ростелеком“ Павел Молодняков. — По ряду исследований, еще лет пять назад заинтересованность в индивидуальных решениях у нас была всего у менее 10% населения. Сегодня она доходит до 30%, но платежеспособный спрос по факту пока находится на уровне 3-5%, не выше».
«Кроме того, большинство людей сегодня не знакомы с решениями и возможностями в данной сфере, — дополняет коллегу Константин Маевский. — Новыми технологиями, гаджетами, перспективными продуктами пока интересуется небольшой сегмент людей, и гигиеническим минимумом для каждого жилья это еще не стало. Но постепенно массовый спрос увеличивается! И если человек въезжает в квартиру, где что-то уже предварительно настроено и автоматизировано, и ему нужно лишь подстроить это под себя, под свои потребности, то он относится к новшествам совершенно спокойно и положительно».
Именно поэтому более понятная перспектива, скорее, в развитии не индивидуальных «умных домов», а комплексных «умных зданий», когда в каждой квартире при заселении уже есть все необходимое, а если нужны какие-то дополнительные индивидуальные датчики, их можно просто поставить.
«Наша территория не заканчивается домом, — обращает внимание руководитель направления отдела планирования опорных сетей макрорегионального филиала „Северо-Запад“ ПАО „Ростелеком“ Ольга Щербакова. — У нас есть еще придомовая территория — „умный двор“. И для его оборудования мы сегодня прорабатываем технические варианты систем удаленного доступа с подключением „умных шлагбаумов“ с распознаванием номеров автотранспорта и прочим».
Таким образом, застройщик может предложить будущим жителям своего дома не только «умное здание», но и «умный двор» — то есть комплексное «умное жилье».
«Есть и решения с „умными мусорками“, — добавляет Ольга Щербакова. — Например, с датчиками, оповещающими, когда мусорные баки нужно забирать, чтобы не заказывать машину для вывоза мусора впустую».
«Сейчас решения типа «умного здания» появляются очагами — в основном, там, где прогрессивные застройщики, — говорит Константин Маевский. — Но понятно, что на них будут смотреть остальные, и, думаю, пройдет не так много времени до тех пор, когда здания без подобных решений станут немыслимы. Определенные усилия в этом направлении предпринимает и государство: буквально в этом месяце, в марте, был опубликован очередной стандарт «умного города».
Современные технологии меняют окружающий мир во всех сферах человеческой жизни — от общественной и рабочей до семейной и личной. И чем больше времени современный человек тратит на работу, тем более удобной и комфортной должна быть для него среда проживания.
Сегодня большая часть населения, возможно, только слышала о квартирах-трансформерах, «умных домах», «умных зданиях» и «умных дворах», но не исключено, что в скором времени все эти новшества станут необходимыми и привычными, и мы будем жить в «умных городах».
— Ключевое принципиальное отличие квартиры «Трансформер» в том, что она расширяет возможности организации жилого пространства. Это уникальный инновационный продукт: разработавшая его компания «ЮИТ Санкт-Петербург» зарегистрировала в Роспатенте соответствующий товарный знак.
Квартира позволяет менять свое внутреннее устройство, подстраиваясь под изменяющиеся потребности семьи на различных жизненных этапах. Собственники могут трансформировать пространство в зависимости от того, какие перемены происходят в их семейном положении, образе жизни, составе семьи и возрасте проживающих. Поэтому квартира «Трансформер» оказывается эффективным решением на долгие годы как для молодых семей, покупающих жилье в ипотеку и планирующих в перспективе расширение, так и для семей постарше.
Ведь помимо прочих возможностей, которые предоставляет такая квартира, для многих людей привлекательна и возможность избежать переезда, просто изменив внутреннюю планировку своего жилья под актуальные потребности.
Квартиры «Трансформер» имеют несколько альтернативных планировочных решений (как правило, два-четыре варианта). Вариативность пространства достигается за счет изменения конфигурации полноценных внутриквартирных ненесущих перегородок (стен) — таким образом можно менять количество и размер комнат при сохранении общей площади.
Площадь квартир «Трансформер» в зависимости от объекта может быть в пределах 40-110 кв. м — от студий до полноценных трех- и пятикомнатных евроквартир.
Покупатель на этапе приобретения квартиры и строительства дома может выбрать один из вариантов планировок, продуманных до мелочей. Выбранная планировка квартиры, в которой ЮИТ по заказу клиента может сделать и чистовую отделку «под ключ», будет выполнена к моменту ввода дома в эксплуатацию и зарегистрирована. Поэтому клиента не коснется утомительный процесс согласования и получения разрешений на перепланировку. При этом важно, что у собственника останется возможность и в дальнейшем, когда он уже будет использовать квартиру, трансформировать ее на основе одного из уже готовых планировочных решений, предусмотренных на этапе покупки.
Дело в том, что для каждого типа квартиры «Трансформер» есть базовый вариант, который изначально зарегистрирован, и к каждому из них предлагается еще несколько опционных вариантов планировочных решений. Например, однокомнатную квартиру, являющуюся базовым вариантом, можно преобразовать в просторную студию или трансформировать в небольшую двухкомнатную. Любая из этих планировок, предусмотренных для определенного типа квартиры, может быть выполнена к моменту сдачи дома (выбор клиента фиксируется в договоре).
Фактически мы представляем покупателям альбом планировок — возможных решений для конкретной квартиры, — из которых они могут уже выбирать наиболее предпочтительный для себя вариант. Примечательно, что некоторые типы квартир «Трансформер» фактически полностью приобретаются сразу в опционных, а не базовых вариантах, что показывает, насколько удачными и привлекательными для покупателей оказываются спроектированные нами альтернативные варианты.
Планировки квартир тщательно продуманы с точки зрения эргономичности организации различных функциональных зон. Так, в прихожих предусмотрены места для платяных шкафов глубиной не менее 600 мм. В каждой комнате имеется возможность размещения спального места, гардероба и других нужных предметов интерьера, причем с обязательным сохранением расстояний, комфортных для передвижения проживающих. Во всех вариантах планировок предполагается возможность расположить обеденный стол, за которым смогут свободно находиться как минимум четыре человека.
Количество возможных вариантов планировок не увеличивается с увеличением площади квартиры — это наш принципиальный подход. Каждая квартира «Трансформер», независимо от своего метража, предполагает наличие базового варианта планировки и дополнительно нескольких альтернативных. Чтобы предлагаемые нами планировочные решения были востребованы покупателями, мы очень внимательно формируем задания на проектирование: архитекторы и проектировщики продумывают все совместно, учитывая обратную связь, которую они получают от продаж и маркетинга.
Можно привести пример просторной квартиры «Трансформер», предусмотренной во второй очереди комплекса TARMO. Это уникальная квартира «Трансформер» площадью 85 кв. м с сауной и двумя просторными финскими балконами. Она имеет четыре варианта планировок — от трехкомнатной евроквартиры с двумя спальнями и роскошной сорокаметровой кухней-гостиной с тремя окнами до пятикомнатной евроквартиры с четырьмя отдельными спальнями (или детскими комнатами) и функциональной кухней-гостиной площадью 16 кв. м.
Такая квартира, в зависимости от выбранного варианта планировки, способна удовлетворить потребности широкой аудитории семей — от супружеской пары, часто принимающей гостей, до многодетной семьи с тремя-четырьмя детьми или с совместно проживающим старшим поколением. Важно, что у каждого члена семьи будет личное пространство, которое собственник квартиры в процессе ее эксплуатации сможет при необходимости трансформировать на основании одного из вариантов планировок, предусмотренных для данной квартиры.
Очень привлекательная для наших клиентов опция — возможность заказать управляющей компании «ЮИТ Сервис» все работы по перепланировке, от оформления и согласования документации до выполнения работ по изменению пространства и чистовой отделке. Важно, что заниматься этим будут специалисты и мастера, которые изначально владеют всей проектной документацией, знают, где и какие находятся коммуникации, какие материалы использовались в ходе строительства и отделочных работ.
В целом можно отметить, что все ноу-хау, применяемые нами при создании жилых объектов, отражают подходы ЮИТ к строительству не только в России, но и в Финляндии и Восточной Европе. В частности, европланировки, которые ЮИТ одним из первых стал реализовывать в России, — это адаптация опыта Финляндии.
Санкт-Петербург