По замыслу министерства спорта РФ, важным направлением сферы фитнеса станет ее саморегулирование — создание системы единых правил и стандартов, а также «создание самостоятельной платформы в области профессиональных квалификаций».
О необходимости единых отраслевых стандартов, появления саморегулируемых организаций в фитнес-отрасли убедительно говорили многочисленные профильные фитнес-объединения — Национальное фитнес-сообщество (НФС), Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ), Федерация фитнес-аэробики России etc. АОФИ активно критиковала профстандарт «Специалист по продвижению фитнес-услуг», утвержденный Минтрудом России и говорила о необходимости его изменения или замены на новый. Идею о создании единой площадки Министерству спорта РФ также подало АОФИ. Правда, никто не подумал, что идею Министерство возьмет, но сделает так, как посчитает нужным.
«Отраслевой регулятор» (так в письме, который Минспорт России направил в субъекты РФ, определена единая отраслевая площадка в сфере фитнеса) «объединит организации негосударственного сектора, бюджетные организации и их объединения, оказывающие возмездные услуги в сфере фитнеса».
Собрать данные для единой площадки поручено ведомствам на местах до 30 июня. Комитеты по спорту и физической культуре Санкт-Петербурга и Ленобласти — второго по значению региона для фитнес-отрасли (около 14%, с Московским регионом занимает 65% фитнес-рынка) — уже направили сведения о фитнес-объектах.
Инициатива Минспорта России вызвала бурное обсуждение среди игроков фитнес-отрасли и чиновников из региональных ведомств. Игроки рынка говорят о том, что СРО и регулирование «сверху» ограничит здоровую конкуренцию и навредит бизнесу, который и так с трудом выживает: июнь 2021 фитнес-отрасль закрыла с большими потерями, как переживет отрасль остальные два месяца «мертвого» летнего сезона — владельцы фитнес-бизнесов стараются не загадывать. Они отмечают сокращение горизонта планирования у клиентов — люди стремятся покупать клубные карты с коротким сроком действия. «Сотрудники не могут адаптироваться к новым условиям продаж, каждый день начинаю с того, что вдохновляю топ-менеджмент — давно этим не занимался», делится владелец крупной фитнес-сети.
Пандемия обнажила слабые стороны фитнес-бизнеса: низкую маржинальность, закредитованность, дефицит хороших площадей и перегретый рынок аренды. Отсутствие доступных кредитов вытекает из невозможности внятного обеспечения: из 6 млн м2, которые занимали фитнес-объекты до пандемии — почти 80% находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога.
Непростые переговоры с арендодателями, начатые с первых недель пандемии, показали фитнес-бизнесу, что арендные ставки из-за дефицита площадей были явно завышены, но «отыграть» к адекватным условиям будет сложно обеим сторонам — владельцы коммерческой недвижимости также понесли серьезные потери из-за COVID-19.
Опрошенные игроки фитнес-рынка предлагают инициативы, которые могло бы Министерство спорта реализовать в помощь отрасли — например, программы кредитования для фитнес-бизнеса на основании трехсторонних и четырехсторонних договоров, где государство предоставляет банку гарантии по кредиту, банк предоставляет фитнесу пониженную кредитную ставку, фитнес отдает часть загрузки будущего фитнес-объекта на государственные нужды.
Надо отметить, что министерство спорта РФ для решения вопроса с площадями для фитнес-бизнеса активно развивает государственно-частное партнерство (ГЧП) — о реальных примерах и эффективных моделях очень много говорится в последние годы. Представители Минспорта на 26 Всероссийском съезде фитнес-индустрии в декабре 2020 года отмечали, что пандемия должна дать фитнес-отрасли ориентир на развитие собственной инфраструктуры — а это возможно в рамках ГЧП. При взаимодействии с государством, с регионами, с муниципальными образованиями можно развивать и строить как госинфраструктуру, так и инфраструктуру, принадлежащую частным инвесторам. «Фитнес-отрасль является профессиональным управленцем, наилучшим образом понимающим управление инфраструктурными объектами», отмечал в своём выступлении советник Министра спорта РФ Денис Гудков. Упоминая проблему фитнес-отрасли с получением кредитных ресурсов, он отметил, что проектное финансирование в рамках ГЧП намного привлекательнее для частных инвесторов, потому что на стадии инвестирования никакого обеспечения от частных инвесторов не требуется. В целом, фитнес-отрасль, по оценкам ведомства, имеет потенциал для того, чтобы стать историческим стейхолдером развития ГЧП в спорте.
Однако очевидно, что для министерства, которое активно участвовало в переговорах между фитнесом и правительством РФ во время первой волны COVID-19, фитнес не станет приоритетным партнером в достижении показателей ключевого для министерства документа — «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» утвержденной правительством России 30 ноября 2020 — в рамках которой к 2030 году более 70% россиян будут систематически заниматься физической культурой и спортом.
Сейчас, по самым оптимистичным данным, фитнесом в России занимаются не более 4,5% россиян. А в том же США уже в 2018 году уровень проникновения фитнес-услуг составлял 20,8%.
Конечно, фитнес может быть полезен министерству в достижении ряда задач Стратегии 2030: в обеспечении доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий, в повышении эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и так далее.
Фитнес-объединения популяризируют ГТО через свои представительства (как НФС в СЗФО), создают бесплатные для россиян Народные фитнес-парки (бесплатные спортивные площадки с профессиональным оборудованием, доступным в том числе людям с ограниченными возможностями), с министерством здравоохранения РФ ведут работу по разработке программы реабилитации переболевших короновирусной инфекцией россиян с помощью ресурса фитнес-индустрии, активно участвуют в вакцинации (как АОФИ в Ленобласти).
Но одновременно с этим — делят игроков рынка, воюют между собой за власть и кажется, уже очень сильно утомляют профильное ведомство, которое решило вывести все взаимодействия на уровень единой площадки.