Основной вывод — текущее положение дел в книжной индустрии вызывает серьезную тревогу за будущее отрасли и сохранение предприятий в сфере книгоиздания, книжной торговли и книжной полиграфии. Ситуация вышла из зоны стабильности и буквально за один-два месяца перешла в катастрофическую.
Свое исследование РКС проводил совместно с другими отраслевыми общественными организациями — Ассоциацией книгоиздателей России, Ассоциацией книгораспространителей независимых государств, отраслевыми журналами «Книжная индустрия» и «Университетская книга». Одна из главных проблем книжного рынка в период карантина, как утверждают авторы исследования, закрытые книжные магазины, на долю которых приходится 70% всего книгораспространения. Убытки издателей за март-апрель 2020 года составили около 2,3 млрд рублей, убытки книжных магазинов за этот же период — 3,6 млрд р. Доходов в апреле и мае у издателей и книжных магазинов практически нет, но есть затраты (проценты по кредитам, аренда, зарплата), которые необходимо выплачивать. В апреле 2020 года доходы книжных магазинов (каналы «книжная розница» и «федеральные сети») сократились на 95% и составили лишь 170 млн рублей (или 5%). Интернет-магазины розничных продавцов книг не смогли восполнить потери от продаж в их «физических» книжных магазинах; их выручка составила лишь 5% от планируемой суммы.
«В условиях самоизоляции покупатель, привыкший к покупкам книг оффлайн, в онлайн практически не переходит», — констатирует генеральный директор компании «Читай-город — Буквоед» Михаил Иванцов. После окончания режима самоизоляции не будет проигравших и выигравших, полагает он. «Книжная отрасль после таких потрясений будет восстанавливаться очень медленно. По предварительной оценке, минимальный срок восстановления нашей сети — не менее 6 месяцев, а отрасли в целом — от года, возможно, больше. Все будет зависеть от общей экономической ситуации и тех мер поддержки, которые сможет предоставить государство», — полагает Михаил Иванцов.
Крупные интернет-магазины отмечают тенденцию роста книжных продаж, вот только общая доля интернет-канала составляет 23% от объема книжного рынка и не позволяет издателям компенсировать отсутствие доходов от продаж книг через традиционные книжные магазины. Кроме того, ряд интернет-магазинов не готовы исполнить свои обязательства перед издательствами: зафиксированы случаи заморозки платежей за проданные книги. В итоге рост интернет-продаж печатной книги в интернет-канале не оправдал ожиданий издателей и принес книжной отрасли дополнительно лишь 600 млн рублей.
Книжная отрасль оказалась сегодня в тяжелейшей ситуации. Книгоиздание, оптовая продажа книг не включены в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики от коронавирусной инфекции, а, значит, не получили мер поддержки, крайне необходимых сегодня для восстановления жизнедеятельности предприятий, констатируется в исследовании. При этом книгоиздание составляет основу всей книжной отрасли страны. На текущий момент в России работает порядка 5000 издательств, которые в 2019 году выпустили более 115 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом 435,1 млн экземпляров.
Полностью приостановили выпуск книг на период апрель-май 82% издателей, многие отказались от трети запланированных на 2020 год книжных новинок.
С марта 2020 года из-за вынужденного закрытия книжных магазинов российские издатели ежемесячно теряют около 70% дохода. Закрытие книжных магазинов фактически парализует работу всей книжной индустрии: писателей, издателей, полиграфических предприятий. Ожидаемые потери издателей книг по оптимистичным оценкам составят в текущем году 25% от выручки (примерно 15 млрд рублей).
«В мае мы не планируем выпуск бумажных новинок вообще, расплатиться бы с типографиями за то, что уже выпустили. Дебиторская задолженность, конечно, растет, и это влечет за собой, к сожалению, увеличение кредиторской задолженности», — подтверждает исполнительный директор издательства «Питер» Анна Титова. «Единственная льгота, которую получили мы и все компании малого и среднего предпринимательства — снижение социальных взносов. Это уже все же не 0, но на большее мы не рассчитываем. В долгосрочном плане главный риск для нас и издательской отрасли в целом — это оффлайн-канал дистрибуции. От того, смогут ли книготорговые сети и магазины возобновить эффективную работу и восстановить свою платежеспособность, во многом зависит судьба издателей», — дополняет генеральный директор издательства «Альпина» Алексей Ильин.
Вымывание оборотных средств при сохранении расходов фактически делают невозможным работу предприятий книжной отрасли. При сохранении текущего положения и отсутствии мер государственной поддержки отрасли 60-70% предприятий будут вынуждены приостановить свою деятельность и объявить себя банкротами уже в III квартале 2020 года. Поэтому Российский книжный союз в очередной раз (ранее соответствующие письма направлялись в правительство) попросил принять во внимание консолидированное мнение книжного сообщества и дополнить перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, книжной отраслью, а именно, включить следующие виды деятельности: «Деятельность издательская», «Торговля оптовая книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами» и «Деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области». Причем в РКС оптимистично рассчитывают, что меры комплексной поддержки будут распространены на все организации книжной отрасли, вне зависимости от отнесения или не отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.