Также был выполнен переучет других петербургских конюшен и манежей с анализом их современного приспособления и перспектив возвращения некоторым изначальных функций. К слову, в Конюшенном ведомстве тоже могут вновь появиться живые лошади.
Инициатива создать Музей архитектуры как способ современного приспособления ценнейшего памятника петербургского зодчества принадлежит представителям Всемирного клуба петербуржцев. «Рад обсуждению проектов развития в Конюшенном ведомстве. Чтобы добиться правильного использования здания, нужно иметь хорошую концепцию и выработанные профессионалами правила. Петербург — город архитектурный, и музей обязательно нужен», считает директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев Михаил Пиотровский. Собственно, сам Эрмитаж готов поделиться собственным опытом использования бывших конюшен и манежа — здесь прекрасно преобразовали под выставочное пространство манеж Малого Эрмитажа. «Мы деликатно использовали имеющиеся пространства, понимая, что важно также сохранить историю здания, сохранить историю того, что было до размещения музейных экспонатов — и это получилось. Манежное пространство прекрасно подходит, к примеру, для проведения временных выставок, с отдельным входом и с отдельными программами», — говорит Михаил Пиотровский.
Историк архитектуры Борис Кириков представил историко-архитектурное описание Конюшенного ведомства, со всем его многообразием. У ведомства богатая история, но нам, конечно, интересны проекты по его использованию, которые озвучивались уже в новейшей истории Петербурга, середины 2010-х годов. «Были планы сделать элитное жилье, даже соорудили пробные квартиры, но это вызвало у многих экспертов бурю негодования. Ведущие специалисты выступили с протестами, их поддержала общественность, и от этого проекта решили отказаться», — вспоминает Борис Кириков. «Музей архитектуры просто рвется в это помещение», считает он. «Пока сложно представить дизайнерские решения, или в целом концепцию. Но Петербург —прежде всего город архитектуры, и не иметь профильный музей, это нонсенс. Да, есть экспозиции по истории русской архитектуры на различных площадках, но считаю, что нужен именно музей архитектуры Петербурга. Предстоит решить много вопросов, к примеру, как показывать подлинную графику (по правилам, она должна экспонироваться не более чем 6 месяцев подряд), тем не менее, наработанный музейный опыт в городе позволяет реализовать этот проект. Очень хочется видеть в Конюшенном ведомстве именно музей архитектуры», — констатирует историк.
«Нужно создать не просто музей архитектуры Петербурга, но музей архитектуры и строительства Петербурга», — расставляет акценты председатель экспертного совета Круглого стола по эстетике городской среды Всемирного клуба петербуржцев Иван Уралов. В принципе, музей архитектуры под открытым небом уже есть — это, собственно, Петербург. Ранее Всемирный клуб петербуржцев направлял в Смольный пакет предложений, касающихся развития исторического центра Петербурга, в том числе Конюшенного ведомства, которое передано Государственному музею истории Петербурга. «Существовало несколько архитектурно-дизайнерских проектов освоения памятника, однако не прослеживалось достойных идей его использования. И именно тогда мы предложили создать на его площадях музей архитектуры. Это не просто музей архитектуры. Это комплекс, его следует воспринимать как особый центр, нервный узел в сердце города, который не только расскажет нам об истории строительства и архитектуры, но и даст возможность этому комплексу жить в современном контексте, в контексте развития современной архитектуры», — объясняет Иван Уралов.
«Тема более чем актуальная, важно отметить, что все эксперты поддерживают идею создания Музея архитектуры, и проявляют беспокойство по судьбе Конюшенного ведомства. Полностью согласен с определением, что отсутствие Музея архитектуры как такового в Петербурге это все же нонсенс. Такая задача просится к исполнению, есть все исходные аргументы для того, чтобы запустить этот процесс», — считает один из организаторов объединения «АРХКЛУБ» Максим Малышев.
Главный ландшафтный архитектор Русского музея Елена Штиглиц во время своего выступления на круглом столе сделала эмоциональный исторический экскурс в конный мир Петербурга. Лошади были украшением города, но теперь конная тема представлена в минимальных объемах. Конюшни есть только в пригородах Петербурга. «Очень хотелось бы, чтобы в Конюшенном ведомстве присутствовали пусть небольшие, но все же элементы прежней „лошадиной“ жизни. Живая лошадь должна вернуться в исторический интерьер», полагает она. Могут быть различные варианты, начиная, скажем, с предложения конного такси, которое может располагаться здесь, проведения различных мероприятий, экскурсионного обслуживания именно в Конюшенном ведомстве. «Огромное разнообразие конной темы в этих исторических стенах. На примере других стран подобные проекты пользуются огромной популярностью», — говорит Елена Штиглиц.
Процесс создания Музея архитектуры в Петербурге уже само по себе стало историей, считает известный архитектор, генеральный директор компании «Архитектурная мастерская Мамошина» Михаил Мамошин. В частности, рассматривались варианты сделать подобный музей на базе Дворца культуры работников связи в Адмиралтейском районе, были дискуссии об использовании ряда зданий на Петроградской стороне. «Но более подходящего места, чем Конюшенное ведомство, вряд ли можно найти, потому что по туристической логистике это одно из самых раскрученных мест. И с архитектурной точки зрения здесь есть все необходимые сюжеты, для создания богатого пространства, в том числе с использование уникальных интерьеров непосредственно Конюшенного ведомства», — уверен Михаил Мамошин.
Депутат муниципального совета «Гражданка» Вадим Сафонов, один из активистов, занимающихся проектами реновации исторического центра Петербурга, вспоминает, как после неудавшегося проекта с преобразованием Конюшенного ведомства в коммерческие пространства в начале 2010-х годов памятник вернулся в казну Петербурга. Этот объект может иметь иное прочтение, чем под торговый центр или под другое коммерческое использование, решили тогда. Но в середине декабря текущего года сразу из двух городских структур, Комитета по инвестициям и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), на запросы Вадима Сафонова поступили ответы: прорабатывается вопрос по вовлечению объекта в инвестиционный оборот. То есть комплекс Конюшенного ведомства по-прежнему рассматривается как проект, куда возможно привлечь масштабные инвестиции. Предположим, что именно с точки зрения коммерческой и жилой недвижимости. При этом все прежние проекты, которые презентовались на разных уровнях в последние годы, по сути, отправлены в архив.
«На 2021 год в бюджет каких-либо денег на реставрацию Конюшенного ведомства не заложено, в феврале 2022 года заканчивается охранное обязательство. Агентство по развитию имущественного комплекса Петербурга должно получить деньги на исследование возможности приспособления и определения функционального обозначения этого объекта. Что входит в перечень работ, непонятно», — констатирует Вадим Сафонов. По его мнению, Ведомство, которое, по сути, является якорным для огромной территории исторического центра, могло бы «разгрузить» Государственный Эрмитаж и Русский музей. То есть, по сути, подтверждается идея о создании в этом комплексе полноценной музейной истории.
«Чем больше сообществ будут обсуждать этот вопрос, тем громче будет звучать голос общественности, тем скорее мы добьемся положительного результата», считает председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова. Готовы подключиться к этой инициативе и средства массовой информации. «К решению вопроса с дальнейшим использованием Конюшенного ведомства нужно привлекать не только государственные органы, но и частный бизнес. Но во втором случае нужны гарантии: у этого объекта есть печальные примеры по привлечению частных инвестиций, которые закончились ничем. Журналистское сообщество готовы не только поддержать инициативы по разработке концепций дальнейшего использования Ведомства, в том числе по созданию Музея архитектуры Петербурга, но и стать активным участником обсуждения, понимая всю важность вопроса», — резюмирует генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад» Кристина Муравьева.
Ансамбль зданий Конюшенного ведомства был возведен в 1720-х годах архитектором Николаем Гербелем, через сто лет архитектор Василий Стасов сделал перестройку с сохранением стен. В середине XX века была сделана реставрация. В советское время комплекс использовался в основном под нужны автотранспортных предприятий.
Центральный объем симметричного здания занимает церковь Конюшенного ведомства, которая соединена с боковыми павильонами. Именно в ней в 1837 году отпевали скончавшегося поэта Александра Пушкина.