«Эксперт Северо-Запад» присоединился к хору поздравлений в адрес замечательной петербургской актрисы и искренне пожелал ей физических и творческих сил, ежедневного праздника в душе и долгих лет жизни. В ответ Ольга Сергеевна поделилась фрагментом недавнего разговора, в котором речь зашла о возрасте. Одна девочка 12-13 лет, услышав реплику о долгожителях, посчитала необходимым принять участие в беседе взрослых и вынесла свой вердикт на этот счет. Она изрекла: «А долго живут только те, кто чем-нибудь увлекается».
Профессия бухгалтера-плановика промышленных предприятий, которой юная Антонова овладела после окончания финансового вуза, так и не смогла ее увлечь. Случай оторвал молодую специалистку от учета материальных ресурсов и привел в учебное заведение, где преподавали основы сценического мастерства и изучали жизнь человеческого духа, которому тесновато в бухгалтерских таблицах. Антоновой повезло — тайны волшебного ремесла ей раскрывал актер, режиссер, «лучший ученик К. С. Станиславского» и «педагог от Бога» Борис Вульфович Зон. Получив диплом актрисы, она была принята в блистательную труппу художественного руководителя, чье имя сегодня носит Санкт-Петербургский академический театр Комедии.
Николай Павлович Акимов создал в коллективе удивительную атмосферу, в которой ценились индивидуальные качества каждого, что позволяло всем актерским дарованиям расти и развиваться. Антонова оказалась «в совсем особенной стране», как говорила сыгранная ей Аннунциата в знаменитом спектакле этого театра «Тень» по пьесе Евгения Шварца.
Для молодой актрисы с уникальной органикой территория вымысла, притчи, мифа была естественной средой обитания. Ее природная инаковость, нездешность позволяла с легкостью оживить сказочных принцесс (фильм-спектакль «Большая кошачья сказка» К. Чапека и спектакль «Тележка с яблоками» Б. Шоу), героиню древнегреческого эпоса Елену Прекрасную (спектакль «Троянской войны не будет» Ж. Жироду) или Адриану в телеверсии шекспировской фантасмагории «Комедия ошибок». И более реалистичные персонажи, воплощенные Антоновой на сцене и экране, обретали редкостные черты людей «не от мира сего». Им неуютно среди обычного и потому они могут существовать только преображая жизнь вокруг себя.
Неподражаемый мастер режиссуры Петр Наумович Фоменко, пришедший в Ленинградский театр Комедии в 1972 году, а позже возглавивший его, разглядел это умение актрисы балансировать на тонкой грани поэзии и быта, трагичного и смешного. В возникшем творческом тандеме на свет смогли появиться такие яркие и востребованные у зрителя театральные постановки как «Этот милый старый дом» А. Арбузова, «Свадьба. Юбилей» А. Чехова, «Мизантроп» Мольера и телефильм по сценарию Э. Брагинского «Почти смешная история».
В стенах Театра Комедии Антонова прослужила полвека, но когда внутри этого прославленного здания в самом центре Санкт-Петербурга стал заканчиваться необходимый для творчества кислород, она его покинула. «Дух дышит, где хочет».
В городе на Неве у Антоновой уже много лет есть своя армия преданных зрителей, которые рады каждому ее появлению на подмостках. И они с тем же энтузиазмом аплодировали на спектаклях с ее участием в Театре Ленсовета, «Приюте комедианта», «Русской антрепризе имени Андрея Миронова», Пушкинском театральном центре.
Театр оставался главным делом жизни, но Антонова создала и ряд значимых ролей на экране, сотрудничая с такими мастерами кинематографа как Лев Кулиджанов, Кира Муратова, Валерий Огородников, Александр Прошкин, Карен Шахназаров. Им требовалась ее актерское чутье, проникновение в персонаж рассказываемой истории. Это понимал и Балабанов, который пригласил актрису на небольшую по объему, но очень важную для атмосферы произведения роль Хозяйки трактира в экранизации «Замка» Франца Кафки. Совсем неудивительно, что Антонова дважды сыграла российских императриц (Александру Федоровну в «Цареубийце» и Екатерину II в «Русском бунте»).
В ней всегда присутствовал этот врожденный аристократизм — и на сцене, и в кадре, и в жизни. Царственная простота, величайшая искренность и абсолютный слух на любую фальшь. Антонова — изысканная шкатулка со множеством потайных ящичков, содержимое которых иногда может быть секретом для нее самой. Однажды она обнаружила, что хочет и умеет делать кукол. И это не какое-то хобби, досужее развлечение, самоделки дилетанта, а полноценные авторские работы. Профессиональные кукольные мастера, к которым она обратилась за консультациями и помощью в овладении ремеслом, констатировали, что в наставничестве Антонова не нуждалась. Период обучения был очень кратким. Все получалось почти сразу, как будто она уже имела эти знания и навыки, только не пользовалась ими. И стали возникать необыкновенные куклы, имеющие свой стиль, нрав и особый взгляд на мир. Они наряжались и отправлялись на выставки, где неизменно привлекали к себе внимание.
Ольга Сергеевна Антонова. Театральный педагог, обладающий главным для учителя качеством — любить своих учеников и дело, которому служишь. Народная артистка Российской Федерации. Актриса с заглавной буквы даже в эпизодической роли. Мастер. Кто знает, какие новые таланты проявятся в ней со временем?
Ничем не сломленная. Ни на кого не похожая. Она остается «белокурым эльфом», как назвали Антонову еще в начале артистического пути, и добрым духом нашего города, несущим свет и тепло. Она всегда чем-то увлечена. Поэтому будет жить очень долго.