О том, как важны уникальные компетенции в реконструкции объектов культурного наследия и какое будущее уготовано башне «Врангель», поговорили с новым директором Музея янтаря, по совместительству исполнительным директором регионального отделения Российского военно-исторического общества Константином Петуниным.
«Обе фортификационные башни входят в историко-культурный туристический маршрут города. В здании башни „Дона“ много лет работает Музей янтаря, коллекция которого постоянно пополняется и требует новых пространств для экспонирования. Башни — архитектурные близнецы — являются объектами культурного наследия федерального значения и охраняются государством. Башня „Врангель“ готовится к масштабной реконструкции, чтобы стать новым музейным пространством и дать произведениям, хранящимся в запасниках, новую экспозиционную жизнь. Уже создан проект, разработана документация и даже выделены деньги для реконструкции, и, казалось бы, это хорошая новость, но есть большой нюанс — нет подрядчика в регионе, который бы обладал не только компетенциями, но и всем пакетом документов, необходимых для работы с объектом культурного наследия такой сложности. А сложность объекта действительно присутствует, и в ней не разобраться без погружения в детали — требуется перестройка замкнутых по своей архитектуре фортификационных объектов под открытые для большого потока туристов экспозиционные площадки», — комментирует сложившуюся ситуацию Константин Петунин.
На реконструкцию башни «Врангель» выделили 126,8 млн рублей. Сумма, обозначенная в документации в качестве начальной максимальной цены контракта, посчитана скрупулезно. Срок реализации проекта — 2 года. Работы необходимо выполнить до 30 ноября 2026 года.
Предполагается, что восстановление башни приведет к появлению в центре города современного музейного пространства с выставочными и конференц-залами, фондохранилищем и лекционными площадками. В результате в башне появится филиал Музея янтаря. Указанный источник финансирования — бюджет Правительства Калининградской области, а подрядчика планировалось найти еще весной, но те, кто заявился на тендер, при рассмотрении не имели соответствующего опыта работы с подобными объектами культурного наследия.
«Современное законодательство требует определенный пакет документов, подтверждающих успешное выполнение работ на подобных объектах, а также соответствие ряду требований. Поскольку речь идет не о простом ремонте здания и приспособлении его под нужды музея, а о полномасштабной реконструкции, предполагающей полное изменение назначения и правил эксплуатации, при бережном сохранении объекта культурного наследия и в кратчайшие сроки», — продолжает директор Музея янтаря.
«Перед подрядчиком ставится несколько больших задач — приспособить объект культурного наследия федерального значения „Башня „Врангель““ 1859 года постройки для современного использования, провести реставрацию наружных и внутренних стен, осуществить монтаж лифта, остекление купола во внутреннем дворе. Также планируется восстановить кирпичную кладку, каменный цоколь и винтовые лестницы, капитально отремонтировать внутренние помещения, благоустроить прилегающую территорию, отремонтировать причал.
Сложность реконструкции обусловлена в том числе особенностями самого здания.
В башнях есть внешний двор и внутренний замкнутый двор с колодцем на случай осады. Наружные кирпичные стены имеют толщину от 1,35 м до 1,65 м. Зубчатые парапетные стенки, повторенные дважды на разных уровнях, задают выразительную абрисную линию всему зданию. Каждая из башен высотой 12 м включает два надземных этажа и подвальные помещения для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Диаметр каждой башни составляет 34 м, а внутри расположено 42 каземата в два кольцевых яруса, без внутренних перегородок для размещения артиллерийских орудий. Такая архитектурная особенность создавала удобство для маневров гарнизона при обороне, но в рамках приспособления объекта под инновационное музейное пространство, как вы понимаете, возникает ряд проблем.
Что касается утвержденных сроков, мы понимаем, что объект крайне сложный и в ходе работ могут возникнуть новые вводные данные, влияющие на сроки и изменение технологий выполнения работ, и готовы вместе решать возникающие трудности, формируя соответствующую дополнительную документацию и корректируя объективно план действий», —отмечает Константин Петунин.
Еще одна особенность региона — логистика. Доставка строительных материалов осуществляется в основном паромом. Местные компании прекрасно научились с этой логистической данностью работать, но для предприятий из другого региона это становится сложно рассчитываемой переменной, которая влияет на проект в целом.
К сожалению, в Калининграде нет строительных компаний, которые имели бы полный пакет документов, подтверждающих успешное выполнение работ на объектах культурного наследия. Компании, у которых есть такой опыт, как правило, являются петербургскими или московскими.
«Для реализации проекта необходимо переводить в Калининград определенный штат персонала, уникальных в своем роде специалистов. Это сложнейший объект, где невозможно нанять просто мастеров каменщиков, здесь нужны профессионалы с опытом восстановления и современной реконструкции крупных объектов культурного наследия. Руководство предприятий из Москвы или Петербурга пугает удаленность нашего региона и логистика. Хотя, на самом деле, удаленность мнимая. На самолете из Петербурга полтора часа лететь. Из Москвы два. Это как доехать за город до дачи», — комментирует сложившуюся ситуацию директор музея.
Вопросы по логистике строительных материалов и технике решаемы, причем решаемы на уровне Правительства Калининградской области, поскольку данный объект для региона значимый.
«Если будет необходимость в стройматериалах, которые мы можем организовать на месте, то это будет в приоритетном порядке обеспечено в самом Калининграде», — продолжает директор Музея янтаря.
«Обе башни должны будут принимать огромный поток гостей, и, помимо обеспечения мер безопасности, реконструкция предусматривает необходимость оборудовать достаточно специфические фортификационные коридоры и дверные проемы элементами доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Будущий музейный объект уже интегрирован в туристический ландшафт города. Башня «Врангель», как и башня «Дона», органично вписана в единый культурно-исторический и смысловой маршрут. В летнее время башни, расположенные в уникальном историческом месте, станут площадкой для проведения пленэров и мастер-классов художников.
Реконструкция башни «Врангель» позволит не только расширить площади музея, но и вернуть наконец в исторический ансамбль города уникальное фортификационное сооружение, которое действительно является произведением искусства с точки зрения архитектуры и зодчества. Это даст возможность приспособить ее под проведение различных культурных мероприятий, открытых лекций по истории города, привлечь известных российских и мировых спикеров, музыкантов. И это тоже станет важным моментом для музея, поскольку нынешний двор башни «Дона» не вмещает всех желающих посетить, к примеру, концерты.
После реставрации второй башни Музей янтаря станет еще более сильным магнитом, центром притяжения для горожан и гостей региона.
В башне «Дона» останется художественная коллекция, созданная разными поколениями мастеров, а в Башне «Врангель» мы планируем развернуть естественно-научную коллекцию с потрясающими инклюзами (включениями в янтаре) и различными образцами янтаря, созданными самой природой и временем.
«Восстановление этого прекрасного туристического объекта будет способствовать и развитию инфраструктуры города. Рестораторы, специалисты в области прикладного творчества, девелоперы — все ждут этого события, поскольку район станет еще более привлекательным и развитым с точки зрения инфраструктуры. Правительство Калининградской области крайне заинтересовано в том, чтобы башня была возвращена в культурный оборот. Документы подписаны, деньги выделены, конкурс объявлен, проект принят. Осталось найти стратегического партнера в этом вопросе и реализовать задуманное», — подводит итог Константин Петунин.