По оптимистичным прогнозам, уже в 2020 году внешнеторговый оборот России может достичь величин, сопоставимых с «досанкционным» периодом жизни страны, когда пять лет назад стартовало действие санкционных пакетов и принятие ответных мер, а также был активирован процесс импортозамещения. К середине 2016 года отмечается максимальный пик падения более чем на 40%. Хотя в сравнении с 2017-м прирост в товарообороте 2018 года по импорту составил всего 5%, а в импорте-экспорте 26%, прогнозы на конец текущего года позитивны. Основным торговым партнером по-прежнему является Евросоюз с общей долей 43%, где, например, Германия занимает 9%. Второй по значимости торговый партнер, Китай, держит долю в 15%, СНГ занимает сегмент в 12%. «Санкционная» война снизила взаимные доли торговли, но они все равно остаются значительными.
Обсуждать вопрос предсказуемости сложно, в первую очередь потому, что есть глобальный тренд снижения мирового товарооборота. Этот процесс происходит на общем фоне хоть и замедленного, но роста мировой экономики. Уже несколько десятилетий мировая торговля растет темпами, опережающими рост глобальной экономики. Раньше транснациональные корпорации размещали производства в развивающихся странах, что способствовало многократному перемещению товаров через границы. Сегодня этот процесс стабилизировался, и можно говорить о том, что темпы роста мировой торговли продолжат свое снижение. Другими важными факторами, влияющими на прогнозирование ситуации, стали неопределенность политического курса США и ряда других стран, торговые войны, непредсказуемая динамика финансовых рынков, замедление темпов роста китайской экономики.
Экономисты-международники отмечают, что в XXI веке произошло серьезное перераспределение баланса сил. Если раньше в мировом ВВП, торговле и инвестициях доминировали развитые страны в отношении примерно 60/40, то сегодня развивающиеся экономики, такие как китайская, индийская и стран Юго-Восточной Азии, повернули это соотношение в свою сторону. Правила мировой торговли и Всемирной торговой организации (ВТО), сформированные в интересах развитых стран, перестают эффективно работать в новых условиях. Они начинают пересматриваться; на фоне усиливающихся торговых войн появилось множество способов обхода этих правил. Полностью изменилась система формирования региональных торговых соглашений (РТС). Сегодня это форма плохо скрытого протекционизма вместо эффективного способа либерализации торговли.
Региональная экономическая интеграция раньше напрямую реализовывала запросы бизнеса посредством заключения простых двухсторонних торговых соглашений для снижения торговых издержек. Теперь РТС способствуют либерализации торговли между странами-участницами, но значительно ограничивают доступ других стран. То есть формально нормы ВТО соблюдаются, а по сути, это реальный протекционизм через запрет в договоре об РТС третьим странам входить в двухсторонние отношения одного из участников без разрешения других. В последние годы к этим соглашениям все больше вопросов регуляторного характера. Получается, что в случае более выгодного и удобного контракта с третьей страной остается только возможность пользоваться сотрудничеством внутри альянса. Это означает, что нормотворчество ВТО давно не успевает за реальными трендами развития либерализации торговли. По сути, такие рычаги воздействия применяются странами и альянсами под предлогом защиты внутреннего рынка в одностороннем порядке. Подобная ситуация указывает на полную непредсказуемость процессов в мировой торговле, что значительно увеличивает риски участников международной цепочки поставки товаров.
Конструктивное мнение высказал недавно директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель. Вкратце его позиция сводится к тому, что для российской экономики участники ВЭД очень важны, так как они более эффективны в сравнении с компаниями, работающими только на внутреннем рынке. Причин несколько: от необходимости работать в условиях жесткой конкуренции на внешних рынках, где помощь государства практически отсутствует, до владения дополнительными сложными компетенциями по ведению внешнеторговых сделок. Кризисные явления пятилетней давности демонстрируют, что шок от внешних условий в связи с девальвацией рубля в денежном выражении на одного работника в компаниях, осуществляющих одновременно экспорт и импорт, в два раза меньше, чем в компаниях на внутреннем рынке. Участники ВЭД развивают вовлеченность страны в мировую экономику, передовые технологии и инновации, а также работают на внутренний рынок — вот залог их эффективности.
По мнению Александра Кнобеля, чем больше в отрасли представлено импортеров, тем больше представлено и экспортеров: «Импорт и экспорт не являются антагонистами. Если мы хотим построить экономику и решать те задачи, которые поставлены в Указе Президента РФ, то мы должны понимать, что импорт экспорту никак не вредит, а во многих случаях способствует. Просто потому, что экспортирующие фирмы в большей степени используют в своем производстве импортную компоненту». Пример развитых экономик наглядно демонстрирует, что их доля импортной компоненты в экспорте росла в период их бурного развития (Япония, Корея, Тайвань и др.).
Профессиональный бизнес стремится провести реформы в сфере ВЭД в России эффективнее. Три последние года были посвящены пересмотру таможенного законодательства в рамках Евразийского экономического союза, и, как следствие, прошел процесс приведения национального законодательства к «союзному стандарту». Федеральная таможенная служба (ФТС) в последнее время уделяет большое внимание созданию «Электронной таможни», реформированию Системы управления рисками, сокращению и упрощению процедур, совершенствованию сервисов для участков ВЭД в рамках личного кабинета, кадровой работе.
В то же время ряд звеньев, влияющих на таможенное администрирование, не получили должного развития. Так, один из важнейших субъектов — институт таможенного представителя — остался в тени. По сути, основное звено, отвечающее за бизнес-процессы и обеспечение таможенных платежей между участниками ВЭД и государственными контролирующими органами, выпало из цепочки реформ, в отличие от Уполномоченного экономического оператора, развитию которого ФТС уделяет пристальное внимание.
Этим вопросом обеспокоено профессиональное сообщество, и, как результат, в конце мая этого года Гильдия «Гермес» провела съезд таможенных представителей, куда пригласила своих партнеров из Москвы, в частности представителей Ассоциации деловых партнеров ВЭД. В мероприятии приняли участие неассоциированные таможенные представители центральных регионов России — Воронежа и Нижнего Новгорода. Результатом обсуждения отраслевых проблем стало решение об обращении в Общественный совет при ФТС РФ с целью выстраивания конструктивного диалога по обсуждению путей развития института таможенных представителей. Также идет формирование оргкомитета по подготовке общероссийского съезда таможенных представителей, который будет призван сформировать профессиональные отраслевые стандарты и предложить меры по вытеснению «серых» схем.
Роман Козлов, Директор ГПУ ВЭД «Гермес»