Указ президента РФ об объявлении нерабочих дней был опубликован в среду, 25 марта, и вызвал смятение в умах работодателей. Вопросы возникли даже у специалистов по трудовому законодательству.
Снять их вызвалось Министерство труда и социальной защиты, которое вечером 26 марта на своем сайте опубликовало рекомендации работникам и работодателям в связи с указом президента от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».
«Эксперт online Северо-Запад» попытался разобраться в вопросах, которые сейчас больше всего волнуют работодателей. Помог нам в этом управляющий партнер Forte Tax&Law и член «Клуба лидеров» в Петербурге и Ленобласти Антон Кабаков.
В указе президента кратко перечислялись сферы деятельности, на которые режим нерабочих дней не распространяется. Минтруд дал более пространный и детализированный перечень (ознакомиться с ним можно ниже, в справке). Кроме того, Минтруд фактически разрешил руководителям органов власти, судебной системы, местного самоуправления, а также СМИ самим решать, кто из их работников на следующей неделе выходит на работу, а кто отдыхает.
Согласно Трудовому кодексу, работа в выходные и праздничные дни оплачивается в повышенном (в общем случае двукратном) размере. Но в указе президента были указаны «нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы». Этот термин поставил кадровиков в тупик. Минтруд разъяснил: «Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере».
Однако у специалистов по-прежнему остался вопрос, к кому относится это определение — к тем, кто отдыхает, или к тем, кто работает?
«В указе президента прямо указано, что он не распространяется на предприятия и организации, обеспечивающие жизненно важные потребности населения. Соответственно, указ президента применяется только ко всем остальным предприятиям и организациям. Поэтому и разъяснения Минтруда следует трактовать в этом же русле — как относящиеся ко всем тем, кто уйдет на каникулы», — считает Антон Кабаков.
Таким образом, все, кто будут работать эту неделю, получат обычную зарплату.
Здесь все просто — зарплата должна быть сохранена. Это напрямую следует из самого указа. Но и тут юристы видят парадокс.
«Получается парадоксальная ситуация: если получающий оклад работник работает и, если он не работает, он получит одну и ту же сумму... Возможно, это сделано сознательно, чтобы лишить работников экономических стимулов к продолжению работы — мол, сидите, отдыхайте», — считает Антон Кабаков.
«Что касается сменного графика, то Минтруд об этом прямо не высказался, но указал, что работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Полагаем, что такое же правило должно применяться и в отношении работников, работающих по сменному графику. Этот вывод следует из статьи 112 Трудового кодекса, согласно которой работникам, за исключением работников, получающих оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Если локальный нормативный акт работодателя сейчас не предусматривает выплат вознаграждении и его размер, рекомендуем срочно внести соответствующие изменения в локальный нормативный акт работодателя», — говорит Антон Кабаков.
Тут Минтруд дал прямой ответ: если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается.
На каких работников не распространяется указ президента (согласно рекомендациям Минтруда):