Компания МТС запустила первую российскую базовую станцию сотовой связи в Антарктиде. Абонентами стали участники Российский антарктической экспедиции, ученые, работающие на станции «Прогресс».
«Исходя из специфики географического положения, мы не ожидаем, что там будет много абонентов, — уточнил директор филиала МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин, отметив, что о коммерческой составляющей проекта говорить еще рано.
Видимо, это может быть расценено как стратегический ход и задел на будущее: сегодня в Антарктиде есть еще несколько российских полярных станций (например, «Новолазаревская»).
«В будущем мы рассмотрим возможность установку базовых станций и на других локациях в Антарктиде», — отметил представитель МТС.
Открытым остается вопрос, сможет ли МТС получить от этого какую-то существенную материальную выгоду, поскольку пока Антарктида представляет интерес, в основном, для ученых.
По данным пресс-служб других российских операторов мобильной связи, пока планов на Антарктиду у них нет, чего нельзя сказать о компаниях из других стран.
«В Антарктике, в частности на научных станциях, сейчас присутствует больше персонала чем на Северном полюсе, — говорит участник Российский антарктической экспедиции, сотрудник Арктического и антарктического НИИ Андрей Воеводин, — с точки зрения научного сообщества в Антарктиде это актуальнее. К примеру, у наших соседей, исследователей из Китая, тоже появились базовые станции китайских сотовых операторов».
Другая ситуация в Арктическом регионе, перспективы которого связаны с освоением Северного морского пути и развитием нефтегазовой сферы. С этой точки зрения Арктика представляет для операторов связи куда больший интерес, нежели Антарктика.
К примеру недавно, в рамках Петербургского международного форума 2019 года, компания «МегаФон» заявила, что создаст с финской CINIA OY совместное предприятие для прокладки подводного кабеля Европа — Азия через Северный морской путь. Проект CINIA OY предполагает прокладку кабеля длиной около 10 тыс. км для высокоскоростной передачи данных от Финляндии до Японии (Саппоро) с возможностью его продления до Китая и западного побережья США. При этом проект предполагает возможность подключения ключевых точек (возможно, морских портов или крупных центров нефтегазодобычи) на российском арктическом побережье. Был бы спрос.
Востребованность, кстати, касается и базовых станций. К примеру, в ПАО «Ростелеком» уточнили, что базовые станции в Арктической зоне РФ (в том числе, и на Северном полюсе) — это вопрос рентабельности и они находятся лишь там, где есть достаточное количество постоянных абонентов.
«В настоящее время, если мы говорим о населенных пунктах Заполярья, то определенное количество базовых станций там присутствует, — рассказали в пресс-службе компании. — Что касается тех территорий, где практически или полностью отсутствует население, то там мы предоставляем спутниковую связь: например, для нужд судоходства или научных экспедиций».
Основываясь на спросе и видимо желая «застолбить» место в Арктике на правах ведущего оператора, тот же «МегаФон» еще два года назад установил базовую станцию с персональным именем «Выживший» (в честь фильма с Леонардо Ли Каприо) на берегу Северного Ледовитого океана в вахтовом поселке Сабетта — базовом населенном пункте для завода по производству сжиженного природного газа «Ямал-СПГ». При этом Сабетта остается рентабельной «точкой притяжения» не только для «МегаФона». Как сообщили в пресс-службе «Вымпелкома» (Beeline), год назад оператор в этом же поселке создал высокоскоростной канал передачи данных «Москва-Сабетта» пропускной способностью 1 Гбит/сек, проложив радиорелейную линию связи.
МТС со своей стороны пока лишь присматривается к арктической зоне РФ.
«Мы думаем над этим вопросом, понимаем, что роль Арктики возрастает, но на текущий момент конкретных планов по запуску нет, то есть в 2020 году мы в Арктике ничего не запустим, — отметил Павел Коротин. — Хотя теоретически запустить базовую станцию в Арктике проще и дешевле хотя бы потому, что она намного ближе к нам».