— Еще «на заре пандемии» эксперты заговорили об экономических проблемах всех сегментов, носящих приставку «премиум». Вы представляете японский бренд OMOIKIRI, один из ведущих игроков на российском рынке премиум-оборудования для кухни: мойки, кухонные смесители, измельчители, водоочистители и т. д. Какие тенденции можно выделить сейчас в профильных для вас сегментах?
— В премиуме наблюдается тенденция устойчивого роста. И мы это, к слову, ощутили на примере своей компании. Есть ведь и другая статистика, что товары класса «люкс» падают в продажах в последнюю очередь. Так в кризис 2014 года, когда резко изменился валютный курс, мы не только не упали, но выросли вместе с долларом. Другой пример, в период пандемии нам «подыграл» фактор отложенного спроса и чистая психология — люди, вынужденные много времени проводить дома, стали этот дом облагораживать. А где проводится больше всего времени? Правильно — на кухне. Повышение спроса наблюдалось именно в премиальном сегменте. И производители оборудования для кухонь, с которыми мы сотрудничаем по всей стране, нам это подтвердили.
В доковидный 2019 год, думаю, если считать все бренды-производители (эконом и премиум), мы выпускали на рынок порядка 200 тысяч моек из композитов в месяц, а в 2022 году количество сократилось до 120 тысяч. Цифры снизились в связи с общемировой ситуацией и падением спроса. Да, из России ушли практически все европейские бренды, с которыми нам прежде приходилось конкурировать, но это в меньшей степени отразилось на сокращении объемов продаж, так как премиальный сегмент занимает всего лишь 10–15 процентов от общей доли рынка. К слову, поясню: OMOIKIRI — бренд японский, но мы с партнерами уже давно выкупили права на него. Поэтому введение антироссийских санкций никак не повлияло на присутствие бренда из Японии в нашей стране. Штаб-квартира и один из головных офисов у нас в Петербурге, второй — в Москве. Продукцию производим в России (есть, к примеру, предприятие в Подмосковье, а в Ленобласти совместно с «Аквафором» выпускаем очистители для воды), в Италии, Турции, Японии, Китае.
Так как ушли наши конкуренты, мы не упали, а даже немного выросли. Но, конечно, проблем прибавилось. К примеру, приходится перестраивать логистику с доставкой сырья для композитных моек, которые выпускаем в России. Раньше закупались у немецких партнеров, теперь цепочки разорваны. Сырье есть российское, есть немецкое, есть разное. Но мы для своей продукции берем самые лучшие материалы, акриловые смолы покупаем за границей. К сожалению, у нас нет производства такого качества, просто нет. Мы весь премиум производим в Италии. Не потому, что мы не хотели бы это делать здесь. Просто физически у нас нет оборудования. И, к примеру, акриловые мойки горячего производства на сегодняшний день поставляет только компания OMOIKIRI.
— Эти тренды останутся и в следующем году?
— Да, у меня есть определенный пессимизм по этому поводу. Не будем загадывать, все же в нынешних условиях горизонт планирования — месяц-другой. Но есть вероятность снижения выпуска продукции на 30–40 процентов. Повторюсь, это жесткий сценарий, конечно, мы сделаем все, чтобы не допустить подобного. Основная задача — вырасти благодаря появившимся лакунам на рынке. Ведь ушли не только премиум-производители, но и компании, поставлявшие кухонное оборудование в масс-маркете. К сожалению, произвести дорогой продукт массово — это тяжело. А на снижение качества мы пойти не готовы.
— А вы не ожидаете, что на место ушедших компаний придут другие?
— Возможно, придут, но ведь не так много в мире и заводов, которые производят керамические и гранитные мойки. Да, есть компании и в Индии, и в Китае, но это не самая простая задача — зайти на рынок, особенно перейти из масс-маркета в более высокий сегмент. Мы уже много лет работаем с итальянской компанией Elleci — семейное предприятие, где все отлажено как часы, и решения о выпуске той или иной модели принимаются мгновенно. Крупные предприятия более инертны, им сложно быстро реагировать на те или иные модные тенденции.
— Раз упомянули про модные тенденции... Одна из особенностей вашего бренда — продукция в необычных цветах и в раскраске. Почему решили сказать «долой» традиционным черным и белым цветам?
— Не совсем «долой», все же эти цвета имеют право на существование и по-прежнему популярны среди покупателей. Но нам действительно захотелось дать яркости. Поясню на личном примере: есть у меня увлечение, часовая индустрия, слежу за всеми трендами в этой сфере. Да и в целом за всем тем, что происходит в сфере «люкс» — в моде, ювелирном производстве. И просто в определенный момент подумал: что если использовать в производстве моек те же краски, что и в часах? По сути, это те же предпочтения, что человеческий глаз готов видеть у себя на руке и дома. Ведь огромное количество времени люди тратят, есть специальные институты, подбирают по цветам, какой цвет в одежде. Вот мы берем, допустим, цвет тиффани и делаем мойку «Тиффани». Прежде мойка на кухне не являлась предметом гордости, предметом обсуждения. А теперь появилась возможность выделиться среди других производителей и у нас, и нашим покупателям — внутри своего круга общения.
Как мы можем выделиться? Предложил итальянским коллегам цвета, которые используют в часах, и сделать зеленую мойку цвета Rolex, «Тиффани» — цвета тиффани, возьмем Patek Philippe — сделаем синий Patek Philippe. Хотя до этого они говорили: слушайте, продается же серое, черное, белое. Они действительно всегда будут в фаворитах. Но для того чтобы компания выделялась и если мы зовемся премиумом, то у нас должны быть премиальные вещи. А цвет только там. Потом мы запускали гранитные мойки, керамические мойки. Подобрали цвета на свой вкус и попали в самые модные тренды. К примеру, оливковый цвет, который у нас есть, стал продаваться с нуля в дизайнерские проекты, потому что это люкс.
Еще одна интересная история — нанесение на керамическую мойку репродукций любых изображений. Около года отрабатывали эту технологию и в прошлом году представили первую коллекцию, с репродукциями картин. Но, по сути, можно нанести какую угодно картинку. Уже были запросы на утят, на изображение любимой собаки. В общем, что угодно, вопрос только времени и денег. Себестоимость производства в разы больше. Но люди готовы за эстетику переплачивать и повышать качество своей жизни.
— Как в целом будет развиваться ваша компания в дальнейшем?
— Конечно, основная задача — увеличивать ассортимент предлагаемой продукции. Есть планы зайти в сегмент бытовой техники, как мелкой, так и крупной. Да, это сложно, идет большая подготовительная работа, но, надеюсь, в 2024 году представим на рынке премиальную линейку бытовой техники. А до этого времени продолжим развивать уже существующие линейки продуктов, вводя новые решения. Расширяем географию присутствия. Мы уже на данный момент занимаем от 40 до 70 процентов комплектаций всех кухонь, производимых на российских фабриках. Поставляем продукцию в Беларусь и Казахстан, делаем площадку в Турции. Прежде активно обсуждали открытие офиса в Европе, но сейчас этот проект, надеюсь временно, отложили.
Будем расширять представительство в Москве, готовим открытие масштабного шоурума в Петербурге. Вообще, есть мечта сделать Северную столицу центром промышленного дизайна. Уже несколько лет мы проводим здесь профильный форум PUSHKA, который объединяет всех нестандартно мыслящих творческих людей, готовых сделать окружающую нас среду более комфортной и яркой.