«Этот проект в какой-то мере стал примером того, как Эрмитаж соответствует современности: это наш отклик на модные темы, а также возможность отдать должное всем тем замечательным женщинам, про которых может рассказать наш музей. Женские портреты и картины женщин-художниц получают дополнительное внимание, и это важно для понимания нашей истории. Мы благодарим меценатов за участие в долгосрочной программе, которая, я уверен, впоследствии будет только расширяться», — говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Портрет Екатерины I был написал в Нидерландах в 1717 году. История его создания связана с визитом Петра I во Францию. Во время пребывания царя в Париже и Версале Екатерина I находилась в Гааге, где французский художник Жан Марк Натье, прославившийся изображением членов французской королевской семьи и двора, написал с натуры ее портрет. Картина была отправлена во Францию к Петру I и так понравилась императорской чете, что Петр заказал у художника свой портрет, парный изображению супруги.
Сейчас живопись покрывает толстый слой поздних сильно пожелтевших и потемневших лаков, которые искажают авторский колорит и изменяют цветовое и тональное решение. Картина нуждается в комплексе работ по раскрытию от поздних наслоений. Реставраторы Эрмитажа проведут исследование полотна, удалят пожелтевший и потемневший лак, а также поздние наслоения, восполнят утраты авторской живописи и покроют картину реставрационным лаком. Работы будут продолжаться до конца 2022 года.
Реставрация портрета Екатерины I стала уже четвертым совместным проектом Государственного Эрмитажа и ПНТ. В рамках масштабной программы по сохранению картин с изображением великих представительниц российской императорской семьи уже были отреставрированы портреты Екатерины Великой авторства Пьера-Этьена Фальконе и императрицы Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. Кроме того, при поддержке ПНТ был напечатан научный каталог «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» на русском языке.