Напомним, 17 июня железные дороги Литвы уведомили Калининградскую железную дорогу, что с 18 июня прекращают транзит в Калининградскую область и из нее «большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции». По предварительным оценкам, это касается от 40% до 50% всей номенклатуры транзитных грузов. Это строительные грузы, цемент, металлы и другие важные товары.
Совещание, как уверяют в Москве, было запланировано задолго до демарша Литвы, просто в итоге поменялась повестка дня. Участники встречи обсудили, в частности, вопросы обеспечения бесперебойного функционирования энергетической системы Калининградской области, обслуживание подводной волоконно-оптической линии связи региона с другими субъектами РФ. Также затронули и темы обеспечения населения приграничных районов области мобильной связью и устойчивым российским радиовещанием, транспортной доступности региона. «В последнее время произошли определенные дополнительные угрозы, вызовы. Это связано и с санкциями в целом Евросоюза, и с теми решениями, которые приняты в Литве», — говорит руководитель Совета безопасности России Николай Патрушев.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, в свою очередь, отмечает своевременный характер решений федерального правительства по обеспечению энергетической безопасности эксклава — купированы основные риски для энергетики региона: введены в эксплуатацию четыре новых ТЭС, запущен терминал регазификации. При этом, по его мнению, в условиях текущего санкционного давления Калининградская область оказалась в более сложной ситуации, чем другие субъекты России. «Особенно актуальной становится транспортная доступность нашего региона, в том числе переориентация значительной части грузов с железнодорожных и автоперевозок на доставку морским путем», — уточняет Алиханов. Уже заявлено, что в ближайшие дни на паромной линии Усть-Луга — Балтийск появится еще одно судно, также в Калининграде рассчитывают, что Россия одержит победу и на дипломатическом фронте, заставив Вильнюс отменить принятые решения. «На подобные враждебные действия Россия, безусловно, отреагирует. Соответствующие меры прорабатываются в межведомственном формате и будут приняты в ближайшее время. Их последствия окажут серьезное негативное влияние на население Литвы», — заверяет Николай Патрушев.
«Литовцы — наши соседи, делают нам гадости, но у нас квартира побольше и коридор (общий) им тоже нужен не меньше нашего. Уверен, что договоримся, а если нет, то „счета за ЖКХ“ для них снова вырастут и будет поздно жаловаться в домоуправление», — написал в своем телеграм-канале «Антон Андреевич» Антон Алиханов. «Звонят знакомые с Большой земли, выясняют, предлагают эвакуироваться. Ну уж нет, камрады, это не про калининградцев. Мы здесь и не такое видели в 90-е. „Блокадный Калининград“ внешне никак не изменился. Туристы, молодежь по улицам, в центре обычные пробки. Магазины полные, заправки без очередей. Была паника в строительных магазинах, но это у нас здесь теперь „цементный“ рефлекс — в любой непонятной ситуации закупайся цементом», — пишет Алиханов.
«В целом, мы уверены, что полноценная грузовая блокада Калининграда сегодня просто невозможна, по причине того, что всегда существуют альтернативы автомобильной и морской транспортировки грузов, особенно в перспективе строительства белорусскими подрядчиками порта в Ленинградской области, — сказал „Эксперту Северо-Запад“ депутат, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, координатор объединения „Деловая Россия“ на Северо-Западе Дмитрий Панов. — Однако в случае длительного продолжения сопоставимого с сегодняшним уровня изоляции, остается риск сокращения поставок в российские регионы металлоизделий, строительных материалов, химикатов и пластмасс, которые занимают существенную долю в ж/д перевозках из Калининградской области. В такой ситуации необходимо будет принятие оперативных мер субсидирования морских грузоперевозок для сокращения логистических затрат».
«Риторика сегодняшнего дня завораживает остротой и бескомпромиссностью. Литовцы у себя интерпретируют ситуацию как „Россия угрожает Литве войной“, как будто не они начали этот раунд. Но в целом на той стороне удивительно тихо. Ну, теоретически могут еще газ перекрыть — на это у нас давно готов терминал СПГ. Электричество здесь свое, даже интернет здесь свой, кабель по дну моря. Продовольствие свое. Нет своего топлива, цемента, угля, металлов — перекроемся морем. Остров живет. Лучший укрепрайон страны с видами на море», — оптимистично констатирует Антон Алиханов.
Директор Института современного государственного развития
Конечно, это не новые санкции, это новый пробный шар в сторону России. Посмотреть, как Россия будет реагировать на враждебные выпады по своим границам от отдельных государств. Начали усиливать блокаду Калининграда, посмотрели на ответ, — мы не испугались. Сделают следующий шаг, предположим, с ограничением судоходства в Балтийском море, опять посмотрят. Потом третий шаг. Не обязательно уже в этом регионе, а, например, в Баренцевом море. И так далее и тому подобное. Шаг за шагом к полной блокаде и изоляции, чего западный мир и добивается. Так что отвечать нужно сразу и максимально жестко.
Но не вестись на провокации развязывания военных действий против страны НАТО. Отдельные политики могут сколько угодно говорить, что Россия отзовет признание Литвы или всей Прибалтики, что ограничения на перевозку списка товаров по железной дороге — это достаточный повод для обеспечения организации безопасности перевозок с использованием военной силы. Всё это для внутреннего пользования. Пересечение действующими военными подразделениями России границы страны НАТО будет однозначно истолковано как акт внешней агрессии со всеми вытекающими последствиями, запускающими механизм коллективного ответа стране-агрессору. Вестись на такую историю нельзя, да и официальные лица России это не собираются делать. Здесь важна выдержка. И она есть.
Другое дело экономический ответ. К примеру, запретить вообще появление на территории России автоперевозчиков из ЕС. Запретить поставки урана во Францию и США. Вообще полностью закрыть границу с Прибалтикой, но об этом нужно договариваться с Белоруссией, что-то обещая ей. Начать длительные учения Балтийского флота, определив сектора ракетно-артиллерийские стрельбы, опасные для гражданских судов и авиации. Или еще что-то.
Однако есть еще вариант. Нынешние действия Вильнюса — это не столько игра Парижа и Берлина, сколько Лондона против них. Пытаясь расколоть ЕС и создать свою маленькую Объединенную Европу, Туманный Альбион будет провоцировать напряженность на востоке Евросоюза. И сейчас это именно так. В свое время именно Брюссель участвовал в переговорах с Россий о гарантиях беспрепятственного транзита в Калининградскую область. И теперь он поставлен в неудобное положение литовскими властями. То есть игра и против России, и на усиление противоречий внутри ЕС. Именно то, что нынешние британские власти и конструируют. Готовя российский ответ, все эти составляющие и нужно учитывать. Главное не тянуть с этим ответом.