Люди оказались готовы платить за хорошие дизайн-проекты и менять свое представление о том, где и как они хотят жить. Общее снижение материального уровня привело к желанию покупать больше объектов, которые не требуют дополнительных вложений — въезжай и живи. Опыт долгой изоляции, продолженной в состоянии летней неги, породил бум покупки загородной недвижимости, где работы по благоустройству внутренней и внешней части дома всегда неисчерпаемы. И если в прошлый кризис рынок дизайна интерьера и архитектуры обвалился, то сейчас спрос на услуги профессионалов снизился несущественно и компенсировался за счет приобретения загородной недвижимости. О том, как изменились пожелания клиентов и что такое хороший дизайн интерьера сегодня, мы поговорили с Оксаной Михайленко, которая более 20 лет работает в профессии.
— Вы занимались в течение долгого времени интерьерами преимущественно в сегменте премиум и несколько лет назад пришли к новой бизнес-модели, которая ориентирована на средний сегмент, но вбирает в себя опыт работы с премиальным. Можно сказать, что это новый тренд сегодняшнего рынка — предложение премиум-начинки для типового современного жилья? Как родилась идея нового подхода, который теперь покоряет две столицы?
— Много лет я работала с крупными премиальными объектами, и это направление, конечно, остается в моем арсенале. Но с течением времени заметила особенность: для любого заказчика — огромный у него особняк или маленькая квартира в типовой высотной застройке — важна идея целесообразности использования квадратных метров и качество жизни. Это натолкнуло меня на работу в новой бизнес-модели с сегментом типового жилья. Мне показалось, что будет интересным разработать готовые проекты, чтобы заказчик, имея небольшую квартиру и ограничение в бюджете, смог выбрать из нескольких подходящих проектов вариант для себя. При этом, любой шикарный акцент в интерьере из категории премиального сегмента доступен как дополнительный штрих к типовому объекту. Это полностью готовые решения с возможностью индивидуальной коррекции — от расположения розеток до размеров мебели, которая встанет именно в это пространство и оставит свободные квадратные метры для жизни.
Чтобы продемонстрировать преимущества нашей идеи и ее вариативность в реализации — мы создали шоурум, где можно увидеть в реальности как может работать пространство.
Провели переговоры с застройщиками, оказалось, у них есть подобный тренд — люди готовы покупать жилье дороже, если в нем есть продуманный дизайн и эргономичность. Это касается и шикарных апартаментов, и однокомнатных квартир.
Затем этот тренд отметили и девелоперы — лучше продаются проекты с продуманным дизайном и авторскими решениями. За хорошую планировку люди готовы платить больше, а если к этому прилагается вся документация — стоимость становится максимально оправданной.
Идея взлетела благодаря своей простоте: вы покупаете квартиру, и вам предлагают готовые варианты решений, в которых есть точная смета реализации. Принцип создания заранее понятного по финансам проекта и добавления по желанию нестандартных решений — это подход нового времени.
Вторая важная идея — использование квадратных метров с максимальной пользой.
Так появился бизнес-проект «Tetris Design из квадратных метров». Хоть идея рождена в Санкт-Петербурге, сегодня она востребована и на московском рынке. Учет каждого квадратного метра и возможность выбора клиентом проекта из готовых, глубоко проработанных архитектурных и дизайнерских решений с четким пониманием сметы реализации пришлась клиентам обеих столиц по душе.
Мы выбираем с заказчиками планировку на основе уже разработанных, финансово рассчитанных и продуманных решений, затем корректируем совместно детали индивидуальной подстройки под объект — учитываем каждый сантиметр в квартире, рассчитываем так, чтобы грамотно занять пространство и оставить максимум свободной зоны для передвижения. После идет этап наполнения планировки по эскизам дизайнера. Получается, что на каждом из шагов у заказчика есть вариант творчества и при этом — четкое понимание бюджета. Затем создается мебель, где опять же, учитывается каждый сантиметр пространства.
Людям больше не хочется тратить лишнее время — все должно быть под рукой и при этом не мешать. Зоны хранения — вместо подписанных коробок.
Оптимальная эргономика пространства — то, что отличает по-настоящему хороший проект. Сегодня дизайн — это прежде всего качество жизни. В таком случае удобное и красивое жилье становится еще и крайне ликвидным объектом продажи.
Кстати, есть два разных тренда — Москва и Петербург. В Москве покупается объект и дальше начинается работа дизайнера и хороший ремонт, даже если квартира или дом изначально готовятся исключительно под продажу. Без ремонта значительно сложнее поставить цену выше рыночной. Выбор материалов огромный, и можно сделать достаточно экономичное и красивое решение. Такие объекты в Москве продаются быстрее, и спрос на работу дизайнера высок. Для Петербурга это пока не стало трендом — здесь в основном делают ремонт только «под себя».
— Должен ли дизайнер быть отчасти строителем, отчасти архитектором, ведь ремонт часто сопряжен с переносом стен, кардинальным изменением пространства? А это не просто красота, но и безопасность...
— Дизайнер прежде всего должен понимать, что он делает, и осознавать последствия своих решений. Я приобрела привычку всегда работать в паре с конструктором, еще когда работала в студии известного питерского архитектора Сергея Ерофеева (с 1995 по 2011 гг.) над масштабными объектами.
Сейчас в числе моих проектов интересная работа в Петергофе — речь идет об эллинге, помещении в три этажа, 1996 года постройки, где с того момента никто не жил. Представьте себе состояние этого объекта: кирпичные стены, отсыревшая бетонная лестница...нет ничего внутри, и помещения бестолковые. Вместе с конструктором мы делаем обследование: я создаю проект, а он — технические расчеты.
Увеличиваем перекрытия, делаем комнаты просторнее, «второй свет», разбираем потолки, переносим проемы, достраиваем лоджию — все с четкими расчетами.
При таком подходе у заказчика никогда не будет проблем с продажей объекта, если он того захочет, или с надзорными органами. Все чертежи на руках, все согласовано и безопасно. Это касается даже квартир и домов, подпадающих под ипотеку. Если ты что-то сносишь — имей документ. Есть еще прекрасный пример — коммуналка над квартирой Михаила Боярского в доме на Фонтанке в Петербурге. Старинный дом, прекрасный, но когда стоим в квартире, полы ходуном ходят. Мы сделали расчеты, по ним — усиление перекрытия, рассчитали вес перегородок, и проблему удалось решить. Это про функциональность, качество и безопасность, а потом уже на данную основу накладывается эргономичность и дизайн.
— Вы много работали не только в России, но и с зарубежными проектами — насколько сильны отличия?
— В каждой стране свои требования, стандарты. Но общее профессиональное все равно, конечно, совпадает.
Мне особенно запомнился один проект — отдельно стоящий дом в несколько этажей в сердце Лондона. Он был расположен между красными кирпичными домами, характерными для Лондона, в самой глубине. 15 минут ходьбы до Пикадилли. Модерновый «умный» дом в 4 этажа, современные технологии. Мы декорировали особняк внутри, меняя цвет стен, создавая и подбирая мебель, проектировали освещение. В Англии в домах принято использовать ковролин, но мы поменяли его на паркетную доску, что дополнило образ и подчеркнуло современность объекта.
Я работала, не зная английского языка, но помогало владение итальянским. Команда была международная, и мы прекрасно друг друга понимали.
Интересный проект делали в Италии — с богатой историей, где никаких современных инженерных технологий, а приоритет был во внутреннем дизайне. Очень старый дом в тосканском стиле — пологие крыши и террасы. Романтичный и вдохновляющий проект.
Кстати, материалы, что для Лондона, что для Италии, выбирала в Петербурге. Из России общалась с итальянскими подрядчиками, подбирала нужные материалы. Все онлайн. И самое интересное — мы покупали мебель в Италии, везли ее в Лондон через партнёров, которые работают в России, и при этом экономили. В результате для заказчика это было выгодно, потому что в Лондоне премиум-класс продается с очень большой наценкой.
Сейчас все переходят на дистанционную работу, а я так тружусь уже много лет. Часть работы выполняется на объекте, а часть — удаленно.
— Сейчас в связи с пандемией резко возрос спрос на загородную недвижимость, и многие купили дома, участки, не будучи совсем готовыми к загородной жизни, а квартира уже продана. Что нужно учитывать, если решил переехать на природу: готов ты, не готов, и какие подводные камни в принятии решения существуют?
— Стоит как минимум проанализировать варианты, заглянуть в себя. Важно решить, что нужно — близкий к городу объект, или удаленность не так важна, а приоритет — цена.
Первое, на что нужно обращать внимание, — принцип достаточности. Часто после небольших квартир люди стараются строить огромные дома. Но вот здесь я очень советую подумать — отопление, отделка, обстановка, уборка. Очень часто выясняется, что слишком большой метраж — ловушка. Нужно понимать, что дом постоянно требует денег — должна быть ежемесячная возможность тратить финансы на благоустройство. А еще дом без мужчины — это не дом. Инициатива должна исходить от него, и тогда все будет хорошо — он будет заниматься им.
Если говорить об этапах, то хорошо сначала распланировать участок. И я, в большинстве случаев, советую купить готовый проект дома — это всегда очень большая экономия. Небольшие изменения в проекте всегда возможны, а уровень проработки таких готовых решений всегда высок. Дальше нужно смотреть, сколько домов компания уже построила. Чем больше — тем лучше, значит, отработаны все подводные камни в предложенных готовых решениях. А потому уже можно обратиться к дизайнерам.
Важно помнить, что есть четкое разделение — строители для наружных работ (постройка дома, отделка снаружи), и бригады, занимающиеся внутренней отделкой (специалисты по плитке, работы с гипроком, штукатуры, маляры, оклейщики обоев). Они совершенно разные по квалификации и заточены на разное. Отделку с высоким качеством внутри дома может сделать только специализированная бригада.
На стадии того, как появился проект, есть смысл посмотреть с дизайнером чертежи, внести изменения и выдать строителям те перегородки, которые нужны заказчику. После установки перегородок — меняем команду, и приходят отделочники. Например, хороший плиточник положит плитку так, что монеткой можно будет проверить ровность поверхности.
Получается, первая экономия — на готовом проекте, вторая — на привлечении дизайнера на этапе коррекции готового решения под себя, и третья — в выборе команд с разной квалификацией и специализацией.
— В профессии архитектора, дизайнера важным базисом является тема партнёрства с заказчиком и подрядчиками в создании объектов. Что для вас означает тема партнерства?
— Если говорить о партнёрстве с заказчиком, то самое важное — это доверие. Когда клиент и дизайнер встречаются, они должны друг другу понравиться. Долгосрочность работы предполагает комфортное взаимодействие. Если я вижу, что мы смотрим в разные стороны, то отказываюсь от работы сразу. Хотя бывают случаи, когда самые сложные отношения перерастают в долговременное сотрудничество.
Пожалуй, кроме доверия в нашей профессии еще терпение важно. Я не ухожу, если что-то начинает идти не так. Как правило, по крупице мы все равно собираем конечный интерьер, который нравится и мне как дизайнеру, и заказчику. Это всегда интересный путь. Партнёрство для меня — наличие диалога. Дизайнер не должен угадывать, что хочет заказчик, — это не его работа. Совместное видение — всегда открытые коммуникации и сотворчество.
А третий момент — это партнёрство с поставщиками. Именно оно является важным профессиональным багажом. Это всегда экономия времени и денег заказчика. Чем богаче партнёрская база дизайнера и теснее работа, тем больше скидки, тем лучше качество получаемого. И тем больше шансов, что в рамках гарантии все можно сделать. Был пример, когда клиент заказал дорогую душевую кабину у моего партнёра, и она оказалась для него не очень удобной. Партнёр продал кабину, а клиенту поставил другой вариант. Это возможно только при длительных взаимовыгодных отношениях, которые складываются в рамках работы над многими проектами. Получить такую базу на 2-3 проектах невозможно. Поэтому, чем опытнее игрок на рынке дизайна, тем заказчику выгоднее.