Сырьем для завода «Мурманск СПГ» станет природный газ, поставляемый «Газпромом» из Единой системы газоснабжения, который предстоит построить. Протяженность газопровода Волхов-Мурманск-Белокаменка составит 1300 километров. Мощность — 30 млрд кубометров. При его строительстве задействовуют сотни предприятий, занятых изготовлением труб, компрессорного оборудования, турбин и других смежных производств. После завершения строительства газопровода нужно будет создать систему отопления городов и поселков Мурманской области, переводя ее с использования мазута и угля на газ. Переход на газ предприятий горнохимического комплекса и цветной металлургии позволит снизить затраты на выпуск конечной продукции.
Проект строительства этого газопровода рассматривался еще полтора десятилетия назад при решении вопроса о реализации Штокмановского проекта. Часть газа, добываемого на Штокмановском ГКМ и транспортируемого по 540-километровому подводному газопроводу к берегу планировалось сжижать на трех заводах СПГ, построенных вблизи поселка Териберка, а другую часть направить по наземному трубопроводу в Единую систему газоснабжения и дальше по «Северному потоку» в Европу. Были проведены проектно-изыскательские работы, намечен маршрут прокладки газопровода и места строительства 10 компрессорных станций.
Строительство газопровода потребует серьезных трудозатрат. При его прокладке, как сказано в «Обзоре нефтегазовых проектов в северных регионах России», потребуется преодолеть 450 водных объектов (из них 12 — шириной около 200 метров), 200 км скальных участков, 235 км болот, 16 переходов через железную дорогу и 76 переходов через автодороги. При создании объекта будут задействованы отечественные металлургические, машиностроительные, строительные предприятия.
Работы были начаты 27 марта 2024 года. Газопровод, который затем передадут «Газпрому» в рассрочку, будет строить «НОВАТЭК». При этом «НОВАТЭК» будет оплачивать тариф за прокачку газа. Это позволит не разрушить монополию «Газпрома» на владение магистральными газопроводами. Строительство газопровода может обойтись в 400 млрд рублей и занять до четырех лет.
Газопровод обеспечит газом завод «Мурманск-СПГ», что позволит обходиться без танкеров-газовозов усиленного ледового класса с учетом незамерзающего Кольского залива, а также использовать избыточные мощности Кольской АЭС при производстве газа. Это позволит отказаться от импорта мощных газовых турбин иностранного производства, что особенно важно на фоне очередного эпизода санкционного давления: с началом 2025 года вступает в силу новый пакет санкций против РФ. Об этом сообщило информационное агентство Reuters. Под ограничения попадут 183 танкера, которые перевозят нефть, продаваемую выше ценового потолка в 60 долларов за баррель, дизель по цене больше 100 долларов и мазут дороже 45 долларов за баррель. Кроме того, в санкционный список включены «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», со всеми их дочерними компаниями и заводами, «Совкомфлот» вместе с 69 танкерами, угольные компании. Санкции введены и в отношении ряда руководителей нефтяной отрасли. Так, в списке оказались глава «Газпромнефти» Александр Дюков, руководитель «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, руководитель НК «Лукойл» Вадим Воробьев, глава «Татнефти» Наиль Маганов и гендиректор «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов. Аналогичные санкции в отношении «Газпромнефти» и «Сургутнефтегаза» ввела и Великобритания.
По словам г-на Данькина, речь, прежде всего, идет о дальнейшем расширении российских мощностей по экспорту СПГ — ликвидного и высокомаржинального товара, востребованного за границей. Европейский рынок трубопроводного газа, который регулировался долгосрочными соглашениями европейских покупателей с «Газпромом», усилиями США сейчас фактически разрушен. На его место приходит спотовый рынок СПГ, характеризующийся как большей волатильностью, так и более высокими параметрами цен. «„Газпрому“ было бы выгодно реализовать часть объемов своего газа, остающихся „недовыбранными“ в результате закрытия европейского рынка. На помощь ему мог бы прийти „НОВАТЭК“, обладающий значительными компетенциями по экспорту СПГ и способный организовать сжижение „газпромовского“ газа с его последующей продажей зарубежным покупателям (если позволит геополитическая ситуация)», — констатировал Максим Данькин.
«Этот субъект РФ граничит с ЕС и при этом имеет выход в открытые воды Северного Ледовитого океана, которые не могут быть перекрыты по военно-политическим мотивам, как, допустим, Балтийское море. „НОВАТЭК“ уже давно и плодотворно сотрудничает с регионом. Поэтому организационных, логистических или каких-либо других затруднений с созданием такого СПГ-хаба не просматривается», — отметил Максим Данькин.
Для самой Мурманской области запуск проекта даст возможность не только создать новые рабочие места и получить целый ворох вторичных эффектов от инвестиций, но и решить давнюю проблему газификации региона. Ведь если в субъект придет газопровод, предназначенный для доставки сырья под сжижение, то и сопутствующая газификация, в прочих условиях коммерчески нерентабельная, обретет экономический смысл.
Еще одним бенефициаром проекта станет «Росатом», получающий возможность с большей отдачей использовать мощности Кольской АЭС. Если «НОВАТЭК» сделает ставку на сжижение с помощью электроприводов, то электричество, ныне производимое станцией с профицитом, найдет гарантированного потребителя в лице нового завода.
Это тем более важно, что рост экспортных поставок «голубого топлива» из России могут обеспечить СПГ проекты «Газпрома» и «НОВАТЭКа» с опорой на собственное оборудование.