— Какими стали итоги прошлого года в целом для банковского сектора и какие уроки извлек Банк Уралсиб из «пандемийной» истории?
— Одним из основных результатов пандемии коронавируса стало значительное развитие удаленных каналов обслуживания. В прошлом году мы полностью обновили интернет-банк и мобильное приложение Уралсиба, добавив туда все необходимые и востребованные клиентами функции (все виды платежей, справки, выписки, получение кредитов, переводы по системе быстрых платежей, обмен валюты, онлайн-чат и так далее). Обеспечили возможность дистанционного обслуживания клиентов премиум-сегмента с помощью корпоративной связи и девайсов. Это позволило нам обеспечить полное дистанционное сервисное сопровождение и персональное финансовое планирование.
Также в Уралсибе в марте 2020 года вплоть до конца марта 2022 года был введен режим удаленной работы для всех, кроме сотрудников фронт-офисов, — обязательный для тех, кто находится в зоне риска, и по желанию для всех остальных. В банке в первые месяцы пандемии оперативно было переведено порядка 30 процентов сотрудников на удаленную работу. С апреля этого года мы сохранили возможность рабочих графиков как в полностью удаленном, так и в гибридном (с периодическим посещением офиса) форматах. Пандемия коронавируса показала, что сотрудники могут быть эффективны и вне офиса, а удаленная работа дает им возможность оптимально совмещать работу и личную жизнь. Также такой формат позволяет банку оптимизировать расходы на оснащение рабочих мест, аренду помещений.
В части финансовых результатов для нас прошлый год стал рекордным по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов. Так, филиалом Банка Уралсиб в Санкт-Петербурге за 2021 год было выдано 6,1 миллиарда рублей ипотечных кредитов, что на 25 процентов выше показателей 2020 года, 2,9 миллиарда кредитов наличными и 3,5 миллиарда рублей автокредитов. В четвертом квартале прошлого года, несмотря на проблемы с поставками новых автомобилей, в Северо-Западном регионе нам удалось не только сохранить высокий объем выдач, но и увеличить свою долю в автокредитовании в процентном объеме.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в банковской отрасли России? С точки зрения внешнего воздействия, какие ограничения стали наиболее проблемными для российских банков?
— В целом, банковская отрасль отлично выдержала потрясения февраля-марта этого года, удалось достаточно быстро перестроить работу и процессы. Глобально на весь банковский сектор влияют такие тенденции, как ограничения, связанные с операциями с валютой, рост ключевой ставки, санкции.
Что касается ключевой ставки — ее резкое повышение было вполне оправданным, так как было необходимо сохранить капитал. Затем пошло планомерное снижение ставки, и на внеочередном заседании Банка России 26 мая она была снижена до 11 процентов. Это позволит банкам корректировать кредитные программы и предлагать клиентам более интересные ставки по займам. Одновременно с этим снизилась и возможность выгодных размещений по депозитам. Поэтому трендом в части ключевой ставки я бы обозначил тренд на ее снижение после столь значительного повышения 27 февраля.
Введение санкций и отключение от системы SWIFT ряда российских банков стало серьезным испытанием на прочность. Отсюда появляется еще один тренд, который я бы выделил, — банки, не имеющие иностранного или государственного участия, в числе которых находится Банк Уралсиб, в меньшей степени подвержены санкционным рискам и их последствиям. Это создает для нас определенные новые возможности.
— Помимо внешнего воздействия, на банковскую отрасль повлияли и внутренние ограничения, к примеру, на операции с валютой. Насколько успешной в целом оказалась реакция регулятора и правительства России на происходящие обстоятельства?
— На мой взгляд, реакция регулятора и те действия, которые были предприняты, были своевременны и довольно успешно сработали. Она (реакция) была продиктована теми условиями, в которых оказалась российская банковская система. В дальнейшем предпринятые шаги привели к укреплению курса рубля, ситуация постепенно откатывается к докризисной. Паники нет, ситуация управляемая.
— Как отреагировал Уралсиб на эти события? Можно ли говорить о притоке клиентов, с чем это связано?
— Нам удалось за довольно короткий срок получить значительный приток новых клиентов. В марте текущего года за первый месяц филиал Уралсиба в Санкт-Петербурге получил спрос на размещение денежных средств в объеме сопоставимом с тем, который обычно мы получаем за квартал. За 2,5 месяца прирост нашей клиентской розничной базы составил 10 процентов. В сегменте private-банкинга за первый месяц к нам пришло такое количество состоятельных клиентов, которое ранее приходило за год.
Рост клиентской базы юридических лиц также не заставил себя ждать. Это предприниматели и предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, а также те, в чьей деятельности необходимы различные операции с валютой. Также в последние месяцы ряд крупных компаний, в том числе те, с кем мы вели переговоры годами, стали нашими корпоративными клиентами.
— Банки в сложные для предпринимательского сообщества периоды всегда заявляют о поддержке бизнеса своих клиентов. Какие меры поддержки реализуются в Уралсибе?
— Нами были введены кредитные каникулы для бизнеса сроком до 6 месяцев в соответствии с законом № 106-ФЗ. У нас регулярно проходят различные скидки и акции. Например, до конца 2022 года проходит акция «Выгодный ВЭД». Клиенты, которые перевели свой бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности на обслуживание в Уралсиб, получают бесплатную услугу валютного контроля на три месяца с момента подключения к акции. Принять участие в ней могут новые, а также действующие клиенты банка, которые не пользовались услугами валютного контроля в банке в течение 2020–2022 годов, — юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
— Как в целом вы оцениваете перспективы развития Уралсиба, на какие сегменты будет сделана ставка?
— Мы оцениваем перспективы как радужные, ликвидность банка продолжает оставаться на высоком уровне. Получили большой приток новых клиентов, зашедших на «локомотивные» услуги, и сейчас время для изучения их потребностей с тем, чтобы в дальнейшем сформировать у них линейку от 3 продуктов в розничном сегменте.
Что касается новых клиентов из числа малого, среднего бизнеса, корпоративных клиентов — идет огромная работа по тому, чтобы стать для них основным банком, а не запасным, который они выбрали в кризисный момент, полностью закрыть все их потребности в части банковских услуг.
Кроме того, со снижением ключевой ставки ЦБ ждем оживления ипотечного и потребительского кредитования. По итогам марта-апреля этого года мы вошли в ТОП-3 по выдаче автокредитов среди всех банков, работающих на Северо-Западе, и рассчитываем на дальнейшее усиление своей позиции на рынке автокредитования.