В рамках конференции выступили 25 докладчиков из разных точек страны и мира. Представители культурных и образовательных учреждений, в большинстве из которых работают виртуальные филиалы Русского музея, поделились опытом реализации диджитал-проектов. Участники обсуждали применение новых цифровых ресурсов для изучения и популяризации художественных коллекций и выставочной деятельности музеев (AR/VR-проекты, 3D, видео и мультимедиа, игры, приложения, сайты), а также рассказали об организации и проведении мультимедийных выставок Русского музея.
Доклады были распределены по нескольким тематическим блокам:
дискурс мультимедийных выставок Русского музея;
вдохновленные цифровыми ресурсами Русского музея;
Русский музей — миру;
от отдельных акций к системным проектам;
создание цифровых ресурсов в области культуры и искусства;
аналитика развития цифровых музейных решений.
«Мы построили программу конференции таким образом, чтобы показать, что в рамках проекта „Русский музей: виртуальный филиал“ выросло целое сообщество профессионалов. Они не только применяют цифровые ресурсы Русского музея, но и умеют создавать свои цифровые культурные проекты. Это люди, которые сначала вместе с Русским музеем, а затем и самостоятельно научились использовать коммуникационные технологии и привлекать к себе большую и очень разную аудиторию», — рассказала Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей».
Поскольку конференция была посвящена 20-летию проекта «Русский музей: виртуальный филиал», организаторы и участники нередко вспоминали об истории и успехах проекта, оставаясь при этом нацеленными на воплощение будущих планов.
«Проект „Русский музей: виртуальный филиал“ начинался с двух десятков кассет, которые оставались после масштабных выставок Русского музея в тех городах, где реализовывалась программа „Россия“. Так и родилась идея проекта: нам хотелось оставить память о нашей коллекции, но со временем эта идея превратилась в масштабное явление культуры, которое не имеет аналогов в российской и зарубежной практике», — отметила Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей.
Представители журналистской общественности выступили с докладами на тему информационной поддержки сохранения культурного наследия. Шеф-редактор издательского дома «Адреса» Сергей Ярошецкий поделился опытом переноса историко-краеведческих журналов «Адреса Петербурга» и «Адреса Москвы» в цифровое пространство. А управляющий партнер «Адресов» Кристина Муравьева рассказала о примерах ретрансляции системы ценностей новым поколениям средствами инновационных технологий: работа с аватарами в музейном пространстве, создание исторических метавселенных и информационное сопровождение в виде электронных книг-историй о создании проекта.
В конференции также принимали участие и представители бизнеса. Юлия Митрофанова, представитель газоперерабатывающей отрасли, выступила с докладом о масштабном корпоративном проекте компании «Газпром переработка», который был реализован полностью в цифровом пространстве. В проекте «Читать сердцем» приняли участие более тысячи сотрудников всех подразделений ПАО «Газпром». Конкурсанты и члены их семей записывали на видео чтение патриотических стихов и прозы, а победителей выбирал звездный совет жюри, в состав которого входили писатель Дмитрий Емец и актер Константин Соловьев.
Глеб Мещеряков, менеджер проектов IT-компании Touch Instinct, рассказал, почему культурным учреждениям важно диджитализироваться, и как при этом сохранить индивидуальность, традиции и исторический контекст. При разработке цифровых продуктов для Михайловского театра, МХАТа им. М.Горького и НОВАТа дизайнеры Touch Instinct считали важным не только создать комфортный интерфейс, но и погрузить пользователя в уникальную творческую атмосферу каждого из театров. Спикер также отметил особый подход компании к работе с аудиторией, учитывающий потребности ключевых для конкретного театра персон-типажей: от «студента» и «дегустатора» до «элиты» и «гедониста-романтика».
Наталия Вахлова из RuNetSoft поделилась богатым опытом популяризации культурного наследия в виртуальной среде. За свою 15-летнюю историю IT-компания не раз работала над культурными проектами от интернет-представительств музеев до технологичных порталов и платформ. В RuNetSoft уверены: именно цифровизация обеспечивает многоаспектность музеев, позволяющую привлечь аудиторию всех возрастов к изучению культуры страны, а будущее цифровых музеев — за рациональным внедрением технологий искусственного интеллекта и интернета вещей.
В конференции «Русский музей — цифровой проводник в художественную Россию» приняли участие сотрудники музеев и других культурных институтов не только из Петербурга, Москвы и регионов, но и из других стран — Белоруссии, Бельгии, Греции, Германии, Казахстана и Китая. К мероприятию также присоединились более 2,5 тысяч онлайн-зрителей, которые наблюдали за трансляцией события в социальных сетях и на Медиапортале Русского музея.
Проект «Русский музей: виртуальный филиал» был создан в 2003 году с целью сделать крупнейшую в России коллекцию русского искусства доступной для широкой аудитории. Проект позволяет объединить в едином культурно-информационном пространстве музеи, библиотеки, высшие учебные заведения, школы, духовно-просветительские центры и другие учреждения культуры, науки и образования, которые ведут широкую просветительскую работу, повысить квалификации сотрудников этих учреждений в области цифровых технологий и дать им возможность организации и проведения различных мероприятий, направленных на знакомство с изобразительным искусством, культурой и историей России. Сегодня на территории страны и за ее пределами действуют 172 виртуальных филиала Русского музея — в музеях, учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, науки и культуры.