Идея создания единого духовного центра в России, при одновременном принятии и почитании всех вероисповеданий, уже довольно давно формируется и воплощается. С одной стороны, это одна из самых важных государственных идей, к которым может стремиться сегодня власть, с другой стороны, как, впрочем, и во все века, религия — это бизнес, который должен жить по законам четкого управления. Конкурентная среда создает предпосылки для формирования линии поведения той или иной религиозной мысли, оформленной по-новому в виде НКО, а государственные устремления создают новые религиозные тренды. Один из которых можно определить так: впервые за 400 лет взят курс на объединение православия в России, а не только в мире. Прекрасная в своей основе идея натыкается на обычные проблемы: глупость, лень, воровство, отсутствие нормативно-правовой базы для реализации инициатив и традиционное для России построение «потемкинских деревень», умноженное на нежелание РПЦ делиться ресурсами и признавать очевидные вещи, а также распри внутри старообрядческой православной церкви.
В этом году как раз подходящая дата для такого объединения — исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума. Идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества, он стал символом нерушимости веры в период его возникновения, а дата в 400 лет — это период, который длилась внутренняя гражданско-религиозная война. Сейчас она перешла в новую стадию, когда противник в лице старообрядцев стал малочисленным и совсем не равным в бою. Иными словами, он просто потерял всякий интерес к этой борьбе. Но именно сохраненные староверами традиции обещают очень интересное будущее и экономические реалии, в противовес привычной РПЦ, которая замкнута в своей системе, во многом дискредитирована и ориентирована на развитие экономики государства очень условно.
Давний раскол православия в России многогранен и прост одновременно — делили власть и ресурсы. Благодаря реформе Никона все земли и недвижимость, принадлежавшая раскольникам, как их тогда называли, поступила в распоряжение церкви и государства. По сути это было религиозное раскулачивание и переворот, включающий резкую смену элит. Старообрядцы, в своей основе, были крайне неконфликтны, принципиальны в вопросах веры, трудолюбивы и довольно зажиточны, и именно это давало им возможность долгое время сопротивляться уничтожению. Гражданская религиозная гражданская война длится и по сей день, просто принимая разные формы. И если в начале РПЦ вешало, сжигало и запрещало все, что связано со старообрядчеством, то в постсоветское время при усилении слияния государства и РПЦ — старообрядцев просто перестали замечать. Старообрядчество к тому времени было полностью обескровлено, и его разрывали внутренние распри и противоречия, а часть последователей и вовсе отгородилось от мира, живя по своим законам, родились даже некоторые сектантские формы верования.
В 2017 году все вдруг резко вспомнили про раскол. Важным сигналом стало Посещение Путиным духовного центра Белокриницкого.
Выбор для визита оказался спорным для старообрядцев. Дело в том, что существует как минимум два крупных центра — РПСЦ Русская православная старообрядческая церковь и РДЦ Русская Древлеправославная Церковь, а также «Согласия» — независимые общины по всему миру — большие и малые. Путин, как и остальные госдеятели, был с визитом в первой, именно она идет исторически на попытки сближения с РПЦ, и подходы которые она использует, как и содержание договорённостей с РПЦ, РДЦ не одобряет. Да и сама личность Корнилия — очень уж спорная и скорее ближе к РПЦ, а не к теме старообрядчества. Он был воспитан в советских традициях и к вере пришел в 40 лет после комсомольской карьеры — токарь, инженер и руководитель профкома на заводе. Такая духовная история прихода к чину характерна скорее для РПЦ, где корпус бывших политработников или самих военных, вышедших на пенсию, составляет весомый процент священнослужителей. В прошлом член КПСС, он отвечал в том числе и за тему «борьбы с религиозными предрассудками», а в староверии это равносильно отречению от веры, поскольку на тот момент он уже был крещен и воцерковлен в детстве. По христианским канонам, отрекшийся от веры после крещения не может служить ни священником, ни тем более епископом. После его назначения многие священники покинули РПСЦ. Усугубило отношение к нему и серия крайне патриотических заявлений Корнилия с довольно радикальными для идей старообрядчества призывами. Поэтому ожидать объединения всех «Согласий» вокруг личности Корнилия сложно, да у РПСЦ и самого духовного центра Белокриницкого тоже был свой шлейф в истории спора уже между старообрядцами — их всегда критиковали за постоянные попытки уступить канонам, принятым РПЦ.
Что касается РДЦ, Русской Древлеправославной Церкви, эта структура более консервативная и малочисленная, но в ней состоят сильные общины из других стран, и в этом особая ценность. У нее свой патриарх — Александр. Также к ней довольно благосклонно относятся представители многих «Согласий», особенно иностранных. А «внешнеполитический» потенциал старообрядчества как раз в большей степени заключен в разрозненных объединениях по всей России и, главное, по миру. Есть также крайне сплоченные представители Древлеправославной Поморской Церкви и Древлеправославной старопоморской Церкви, которые тоже держатся независимой позиции. Самых больших «Согласий» — 4, обособленных зарегистрированных общин по миру — более 400. Официальных мировых исследований со статистическими данными в последние 20 лет не проводилось.
Поэтому просто отдельно РПСЦ никому не нужна. Важно объединение и восстановление единой религиозной целостности между всеми ветвями старообрядчества. И для того, чтобы решить вопросы со всеми разом, в 2018 году был создан единый фонд «Правда русская», где председателем попечительского совета назначен Игорь Завьялов — заместитель гендиректора по финансовым вопросам ГК «Ростех». Уровень подготовки объединения позволяет судить о значимости задачи. Но вот по официальному сайту, производящему впечатление заброшенного проекта, где выделенных денег уже видимо нет, не скажешь, что фонд ведет активную деятельность. Возможно, это просто информационная недоработка. Главная ссылка сайта «Информация для переселенцев. Пилотный проект по переселению Старообрядцев на территорию России» — символично ведет на страницу 404 с ошибкой.
На каком этапе похоронили выделенные деньги и очередную хорошую идею меньше чем за два года реализации — не понятно.
Почему жаль угасания самой идеи: есть один интересный экономический момент в теме старообрядчества — это готовые переселенцы с высочайшим уровнем производительности труда и накопленным стартовым капиталом. Именно они использовались для освоения новых земель в царское и советское время. Семья староверов — это своего рода обособленная производственная артель, быстрая рождаемость нескольких поколений и единообразие в воспитании, экономически прогнозируемое вложение денег в освоение земли, в определенном смысле легкое управление такими общинами и очень устойчивый для власти фундамент. Не будем углубляться в историю, чтобы провести все параллели — на эту тему написан не один талмуд с примерами освоения Приднестровья, Сибири, Дальнего Востока старообрядцами. В результате гонений староверческие общины расселились по всему миру, начиная с бывших стран СНГ и продолжая: Китай, США, Монголия, Бразилия, Уругвай, Аргентина, Мексика, Ливия — и это только официально оформленные многочисленные общины, а есть еще тысячи «согласий», список стран присутствия, который можно продолжать практически бесконечно.
Когда возникла идея объединения всех вокруг единой духовной системы, государством были выделены гранты на поддержание старообрядческой культуры. Как всегда, они были раскиданы по самым прибыльным темам — организация паломничеств, реставрация икон, крестных ходов, очередных конференций, нескольких выставок и главное — приглашении вернуться старообрядцев из других стран — весь список того, что может быть бесконечно в смете и абсолютно не проверяемо. Оказалось, что устои староверия и богатый ценностный мир не смог устоять перед выделением финансов. Все это кончилось скандалом по каждой из перечисленных тем. От подмены икон при реставрации до полной их утраты в связи с некачественным исполнением работ, пропавшими деньгами, переехавшими староверами, которые вернулись назад, потому что ничего не было готово для выделения им земель. Столкнувшись с чиновничьим произволом, обманутыми ожиданиями и другими непременными спутниками распределения денег, часть семей вернулись за границу.
Сама идея воссоздать прочный средний производственный класс, организованный по типу семейной артели, — блестящая. Но это не выгодно РПЦ, равноудалено от сиюминутных интересов чиновников, малоприбыльно для казнокрадов, а значит, как любая инициатива, может быть похоронена на уровне распила. Нет согласия среди старообрядцев, нет в РПЦ и в государстве. А жаль.