На заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) «Разработка отечественных технологий в АЗРФ в рамках импортозамещения для развития российской экономики. Новые возможности в условиях санкционного давления со стороны Запада» исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев сказал о том, что российские арктические проекты живут в условиях санкций с 2014 года, и приспособились к этим жестким условиям.
Впрочем, другие участники обсуждения были более пессимистичны. По подсчетам генерального директора Ассоциации подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» Ольги Буч, в 2014 году уровень импортозависимости в нефтегазовой отрасли составлял 60%, в 2020 году — 48%. «Программы импортозамещения есть практически у каждого крупного игрока в отрасли, в эти программы должен быть вовлечен местный региональный бизнес, в том числе и на севере. Существует достаточно „прозрачный“ механизм вовлечения, но нужно научить предприятия им пользоваться», — уточняет она.
Отмена поставок импортного оборудования — основной риск для большинства промышленных предприятий, подтверждает генеральный директор Корпорации развития Мурманской области Светлана Панфилова. По ее словам, регион ведет активную работу с привлечением представителей бизнес-сообщества Мурманской области в части импортозамещения. На текущий момент на специальной площадке в роли поставщиков зарегистрировались уже 43 организации Мурманской области.
Ожидаемо под санкционным ударом оказались и основные предприятия морской отрасли — судоходные компании, которые используют суда иностранного производства, требующие, соответственно, импортных сменно-запасных частей. В последнее время участились случаи отказа в поставках оборудования от европейских производителей, в том числе по оплаченным договорам, что негативно влияет на выполнение условий действующих контрактов судовладельцев, а также может привести к сокращению единиц флота у компаний из-за невозможности ремонта. В правительстве Архангельской области создана рабочая группа, в которую вошли судоремонтные предприятия, подрядчики, поставщики, судоходные компании, в рамках которой решаются вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности судоремонтных предприятий Поморья, поясняет директор ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов.
Если же отойти от промышленного оборудования, то санкционное давление — не повод отказываться от экономики замкнутого цикла, «зеленых» и природоподобных технологий, считает советник генерального директора Кольского научного центра РАН Владимир Маслобоев. Он утверждает, что на основе разработок мурманских ученых возможны использование лесной биомассы в зеленой (альтернативной) энергетике, районирование и селекция высокоурожайных кормовых культур в условиях Субарктики, развитие биотехнологий для очистки сточных вод от соединений азота, фосфора и тяжелых металлов.
Занимаются биотехнологиями и в Якутии. Это, в частности, применение растительного сырья для разработки лекарственных средств, а также для производства БАДов, биодобавок, биокормов. Разрабатываются в Якутии и новые материалы для транспорта и строительства. «Промышленные испытания уплотнителей из разработанных материалов в питательных, топливных и гидравлических системах тяжелой карьерной техники подтверждают надежность работы в условиях Крайнего Севера», — говорит заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета Юрий Данилов.
Для того, чтобы снабдить Арктику отечественными технологиями и обеспечить синергию бизнеса и вузов, несколько лет назад в северных регионах и начали создавать научно-образовательные центры, напоминает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников. По его мнению, их успехи неодинаковы: так, доля внедренных в производство разработок НОЦ на базе САФУ в Архангельске больше, чем у НОЦ на базе СВФУ в Якутске. «НОЦ проходят стадию становления, поставленную перед ними задачу они пока не решили. Помочь в реализации проектов по импортозамещению в арктической зоне могут офсетные контракты. Это долгосрочные договоры поставки, по которым поставщик принимает на себя инвестиционные обязательства», — резюмирует Александр Воротников.