Top.Mail.Ru
  • USD Бирж 1.09 -9.81
  • EUR Бирж 12.16 -84.13
  • CNY Бирж 27.99 +-15.81
  • АЛРОСА ао 79.15 -0.05
  • СевСт-ао 1962.8 -37.8
  • ГАЗПРОМ ао 130.65 -2.95
  • ГМКНорНик 151.42 -2.6
  • ЛУКОЙЛ 7611 -11
  • НЛМК ао 221.98 -2.88
  • Роснефть 575.3 -4.2
  • Сбербанк 318.12 -1.68
  • Сургнфгз 30.87 -0.72
  • Татнфт 3ао 717.6 -12.4
  • USD ЦБ 88.44 88.69
  • EUR ЦБ 96.24 96.3
Эксперт-2024 прием заявок завершен_октябрь
Лента новостей

Киберспорт — успешный бизнес?

Экспертное мнение
Киберспорт — успешный бизнес?
instagram.com
Открытие бизнеса — это всегда риск, даже если бизнес открывается в, на первый взгляд, перспективной сфере.

Однако представьте себе такое: молодая киберспортивная организация Forward Gaming, оперирующая на рынке менее года, проходит на турнир с призовым фондом в $30 миллионов, и за месяц до него объявляет о банкротстве. Звучит, как минимум, странно, не так ли?

В этом материале мы рассмотрим расходные и доходные статьи киберспортивной организации, базируясь на материале CEO Natus Vincere Евгения Золотарева.


Расходная часть

  • Зарплаты игрокам, тренеру, менеджеру команды, CEO, а также другому персоналу — ~$90kв месяц. Из них примерно 70k уходит только на игроков + тренера;
  • Расходы на перелеты (команда посетила 9 турниров вне Северной Америки) — $40-50k в год;
  • Разработка сайта — $10-20k;
  • Открытие юридического лица — $5-10k.

Получается, что ежемесячные $90-100kвыливаются в $1-1,2 млн в год. Сумма для организации, созданной «с нуля», согласитесь, немалая. Стоит отметить, что зарплаты игроков еще не самые большие. Так, например, организация TeamLiquid, игроки которой заняли второе место на TheInternational 2019 и заработали ~$4,5 млн, была вынуждена распустить состав, так как не смогла решить вопросы с его содержанием.


Доходная часть

В прошлом материале мы уже рассматривали различные источники дохода для киберспортивных организаций, и вот какие из них использовала ForwardGaming:

  • Спонсорский контракт с букмекерской компанией Mr.Cat — $250kв лучшем случае, так как контракт был разорван;
  • Призовые — $10k(сумма, доставшаяся именно организации).

Итого: $260k в год. Конечно, таких денег и близко не хватит, чтобы продержаться на плаву хотя бы год. Что же пошло не так?

Во-первых, возникли трудности с привлечением спонсоров. По словам CEO Forward Gaming Давида Даштояна, потенциальных инвесторов можно было разделить на 2 группы. Первая — букмекерские компании, которые выражали желание вложиться в развитие молодой организации на фоне хорошего выступления игроков на TheInternational 2018. Вторая — компании, согласные на сотрудничество лишь по истечении 3-5 месяцев и наличии результатов за это время. Так как выступления были не очень удачными, спонсоров не прибавилось.

Во-вторых, не удалось запустить линейку мерча. С точки зрения расширения фанбазы и получения прибыли выпуск фирменной атрибутики — отличное решение. Однако у Forward Gamingвозникли проблемы с запуском магазина, и в итоге никакой выручки организация не получила.

В-третьих, никак не развивалась медийная составляющая. Как отметил сам Даштоян, для киберспортивных организаций есть 2 модели: ориентированные на результат или на развитие медиа поля. К первым можно отнести, к примеру, выше указанных TeamLiquid, а ко вторым, например, FaZeClan. ForwardGamingже решили пойти по первому пути, и это оказалось ошибкой — в североамериканском регионе почти нет сильных команд, с которыми можно тренироваться, и поэтому на турнирах результаты всегда были, мягко говоря, средние. Социальные сети же организация не развивала совсем:

  • Facebook — 1503 подписчика;
  • Instagram — 1661 подписчик;
  • Twitter — 6004 подписчика;
  • YouTube — 14 видео, среднее число просмотров — 5,5k;
  • VK — 3464 подписчика*.

* данные по всем соц. сетям указаны на момент 23 июля 2019 года.

С учетом, что в команде играл чемпион мира Саахил «UNiVeRsE» Арора и популярный в СНГ украинский игрок Роман «Resolut1on» Фоминок, данные показатели просто смешны. Если сравнить Forward Gamingс российской организацией Winstrike, которая старше всего на 2 месяца, можно заметить существенную разницу:

  • Facebook — 28 645 подписчиков;
  • Instagram — 31 246 подписчиков;
  • Twitter — 9 581 подписчик;
  • YouTube — 96 видео, среднее число просмотров — 25k;
  • VK — 209 838 подписчиков*.

* данные по всем соц. сетям указаны на момент 23 июля 2019 года.

При этом в Winstrike нет особо звездных игроков, а также организация почти не имеет популярности вне СНГ, однако она только растет и развивается.

Однако остается один вопрос: почему, если команда вышла на главный турнир года, CEO оформляет банкротство? Сам Даштоян, отвечая на этот вопрос, отметил, что инвесторы не хотели спонсировать команду на один турнир, пускай и такой крупный. К тому же, после TheInternational всегда происходят «решаффлы» — массовые изменения составов, и это было еще одной причиной для беспокойства инвесторов. В итоге, CEO решил просто не рисковать и объявил организацию банкротом, дабы расплатиться по долгам.

Таким образом, при открытии киберспортивной организации крайне важное значение имеет выбор правильной бизнес-модели, а также риск-менеджмент, так как в первое время результатов может не быть.

Поддержите редакцию EXPERT Северо-Запад

Благодаря вам мы развиваем независимую деловую журналистику в России, готовим отраслевую аналитику и привлекаем к работе лучших экспертов.

Поддержать редакцию
Свежие материалы
Картина недели: 17 — 24 мая
Общество, 24 мая 16:49
Рассказываем о главных событиях в России и мире, которые произошли с 17 мая по 24 мая — от изменений в городской администрации Петербурга до гибели президента Ирана.
«Важно находить умные решения, чтобы наши граждане были здоровы»
Мероприятия, 24 мая 16:19
17 мая 2024 года состоялось заседание Совета экспертов на тему «Цели устойчивого развития региона сквозь призму изменения качества жизни. Сохранение и развитие кадрового потенциала Республики Татарстан».
30 лет подготовки кадров для сферы сервиса, туризма и гостеприимства в СПбГЭУ
Мероприятия, 22 мая 16:25
Президент России назвал подготовку кадров одним из приоритетов, сфера туризма — не исключение.