Вопрос активизации усилий в данном направлении крайне актуален. Как отметил главнокомандующий Военно-морским флотом (ВМФ) России Александр Моисеев, специалисты фиксируют рост конфликтного потенциала в арктическом регионе. По словам военачальника, это связано с нарастанием соперничества между ведущими государствами за доступ к природным ресурсам Северного ледовитого океана, а также с установлением контроля над стратегическими коммуникациями. Основными факторами, влияющими на обстановку, включая военно-политическую, является рост иностранного военного присутствия в этом регионе. «Обновленные арктические стратегии наших оппонентов показывают откровенную антироссийскую направленность. Они называют деятельность России в Арктике основной угрозой стабильности и безопасности в регионе. При этом все эти действия нацелены на поступательную милитаризацию», — заявил главком ВМФ России.
Работа по укреплению позиций России в Арктике ведется системно и поступательно. Данный вопрос внимательно рассматривается на самом высоком уровне. В частности, государственные инициативы по развитию Арктической зоны России (АЗРФ) стали главной темой VI Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который проходил в Мурманске весной 2025 года. В этом масштабном мероприятии приняли участие 5 глав регионов, относящихся к АЗРФ, для обсуждения стратегии развития данной территории на долгосрочную перспективу.
На только что состоявшемся петербургском форуме губернатор Архангельской области Александр Цыбульский продолжил тему. По его словам, в этом вопросе есть два ключевых аспекта: пространственное развитие, модель расселения и модернизация инфраструктуры. Арктическая зона — огромное пространство с экстремально низкой плотностью населения, очень неоднородным состоянием экономики, транспортных и коммунальных систем. Урбанистические процессы приводят к оттоку людей из АЗРФ. В результате усиливается неравномерность развития территорий. Механизмом реагирования на эти вызовы стала концепция развития опорных населенных пунктов. И формально подходы к определению опорного пункта одинаковы для всей страны.
«Но по факту они должны быть разными. Я в этом убежден. Применять к Арктике усредненные подходы — не лучшее решение. Поэтому предположу, что концепция опорных населенных пунктов в том виде, в котором она существует сегодня, не везде сработает с той эффективностью, с которой она задумывалась на федеральном уровне», — отметил Цыбульский. По его мнению, такой подход уже сегодня сталкивается с рядом противоречий. основным из которых является отсутствие четкой экономической логики при формировании перечня опорных пунктов и программ.
«Крайне важно ее (программу — прим. ред.) адаптировать для каждой территории исходя из той специфики, которая есть. На мой взгляд, сегодня важно зафиксировать экономическую модель развития каждого из опорных населенных пунктов и четко показать: какие инвестиции требуются, в какой срок они окупятся, какие дополнительные налоговые поступления создаст развитие инфраструктуры, какой будет мультипликативный эффект для соседних территорий».
Глава Архангельской области считает, что наибольший риск содержится в том, что развитие опорных населенных пунктов может привести к остановке или замедлению развития соседних территорий. «То есть важно понимать, каким образом добавленная стоимость, формируемая в опорных населенных пунктах будет распределяться с другими территориями. Без этого невозможно говорить о рациональном расходовании бюджетных средств. И мы должны видеть здесь не только затраты, но и экономический эффект, в том числе вторичный, который возвращается в бюджет. Сегодня, по сути, мы находимся в модели ручного сжатия территорий: население уезжает, территории пустеют. От этой модели сжатия надо перейти к модели распределенного роста», — подчеркнул Александр Цыбульский.
Ответом на все эти внешние и внутренние вызовы призван стать комплексный проект по развитию территорий АЗРФ. «Это должен быть проект президентского уровня. План этого проекта <предполагается> до 2050 года», — сказал председатель комиссии Госсовета РФ «Севморпуть и Арктика», губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
«В том числе для развития Арктики могут быть выпущены специальные арктические облигации, а институт развития может стать эмитентом. Важно, чтобы государство брало часть рисков на себя, привлекая в том числе зарубежный капитал на развитие инвестиционного потенциала», — заявил Андрей Чибис. Он также отметил, что инициатива по данному проекту обсуждалась с президентом России и глава государства ее поддержал. «Сейчас мы работаем по доупаковке такого подхода», — подчеркнул г-н Чибис.
Напомним, на VI Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», который проходил в Мурманске 26-27 марта этого года, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), специальный представитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев выступил с инициативой создания инвестиционного арктического фонда. Идею поддержал советник президента России и специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин: «В Арктике должен быть свой бюджет и распределяться внутри арктических программ».
Андрей Чибис уверен: северным территориям страны необходим специальный институт развития, например, корпорация развития Арктики. По мнению мурманского губернатора, такой подход позволит структурировать инвестиционные проекты по каждому инвест-слоту.